вторник, 4 апреля 2023 г.

Перезвон: свадьба похорон.

Прослушал по телевизору вокально-симфоническую поэму Сергея Рахманинова "Колокола" и впечатлился. Захотел уточнить, о чём поют солисты и хор. Вникнул в текст стихотворения Эдгара По в переводе Бальмонта. Как и они, великий русский композитор начал за здравие, а кончил за упокой. Вот эти, мажорные и минорные слова. Положены на музыку в 1913-м, накануне I Мировой войны:

1

Слышишь, сани мчатся в ряд,
Мчатся в ряд!
Колокольчики звенят,
Серебристым легким звоном слух наш сладостно томят,
Этим пеньем и гуденьем о забвеньи говорят.

О, как звонко, звонко, звонко,
Точно звучный смех ребенка,
В ясном воздухе ночном
Говорят они о том,
Что за днями заблужденья
Наступает возрожденье,
Что волшебно наслажденье - наслажденье нежным сном.

Сани мчатся, мчатся в ряд,
Колокольчики звенят,
Звезды слушают, как сани, убегая, говорят,
И, внимая им, горят,
И мечтая, и блистая, в небе духами парят;
И изменчивым сияньем,
Молчаливым обаяньем
Вместе с звоном, вместе с пеньем о забвеньи говорят.


2

Слышишь: к свадьбе звон святой,
Золотой!

Сколько нежного блаженства в этой песне молодой!
Сквозь спокойный воздух ночи
Словно смотрят чьи-то очи
И блестят,
Из волны певучих звуков на луну они глядят,
Из призывных дивных келий,
Полны сказочных веселий,
Нарастая, упадая, брызги светлые летят,
Вновь потухнут, вновь блестят
И роняют светлый взгляд
На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов,
Возвещаемых согласьем золотых колоколов.


3

Слышишь: воющий набат,
Словно стонет медный ад!

Эти звуки в дикой муке сказку ужасов твердят.
Точно молят им помочь,

Крик кидают прямо в ночь,
Прямо в уши темной ночи
Каждый звук,
То длиннее, то короче,
Выкликает свои испуг, -
И испуг их так велик,
Так безумен каждый крик,

Что разорванные звоны, неспособные звучать,
Могут только биться, виться и кричать, кричать, кричать!
Только плакать о пощаде
И к пылающей громаде
Вопли скорби обращать!
А меж тем огонь безумный,
И глухой и многошумный
Всё горит,
То из окон, то по крыше
Мчится выше, выше, выше,
И как будто говорит:
Я хочу
Выше мчаться, разгораться - встречу лунному лучу, -
Иль умру, иль тотчас-тотчас вплоть до месяца взлечу!
О, набат, набат, набат,
Если б ты вернул назад
Этот ужас, это пламя, эту искру, этот взгляд,
Этот первый взгляд огня,
О котором ты вещаешь с плачем, с воплем и звеня!
А теперь нам нет спасенья:
Всюду пламя и кипенье,
Всюду страх и возмущенье!
Твой призыв,
Диких звуков несогласность
Возвещает нам опасность, -

То растет беда глухая, то спадает, как прилив!
Слух наш чутко ловит волны в перемене звуковой,
Вновь спадает, вновь рыдает медно-стонущий прибой!

4

Похоронный слышен звон,
Долгий звон!
Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон,
Звук железный возвещает о печали похорон!

И невольно мы дрожим,
От забав своих спешим
И рыдаем, вспоминаем, что и мы глаза смежим.
Неизменно-монотонный
Этот возглас отдаленный,
Похоронный тяжкий звон,
Точно стон -
Скорбный, гневный
И плачевный -
Вырастает в долгий гул,
Возвещает, что страдалец непробудным сном уснул.
В колокольных кельях ржавых
Он для правых и неправых
Грозно вторит об одном:
Что на сердце будет камень, что глаза сомкнутся сном.
Факел траурный горит,
С колокольни кто-то крикнул, кто-то громко говорит.
Кто-то черный там стоит,
И хохочет, и гремит,
И гудит, гудит, гудит,
К колокольне припадает,
Гулкий колокол качает, -
Гулкий колокол рыдает,
Стонет в воздухе немом
И протяжно возвещает о покое гробовом.

Общепризнанный вывод: в 4-х частях этой знаменитой симфонической поэмы сконцентрирован весь жизненный путь человека. От светлой, полной радостных надежд юности, и до скорбной кончины. Первая, меньшая половина эпоса полна трепетного ожидания счастья, вторая, много большая, пронизана тревогой перед неизбежной смертью, трагичным уходом в небытие. Тихий - громкий ужас.

Пройдёмся по данному тексту. "Колокольчики... о забвеньи говорят". Но забвение имеет два разных значения: 1. Утрата памяти о чём-нибудь; 2. Пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать (Ожегов). Попрошу тов. подследственных не забываться! Плюс: "Говорят они (колокольчики) о том,/ Что за днями заблужденья/ Наступает возрожденье". Неужели, сказочники и фантазёры?

Наоборот, заблуждение рождает наваждение, понуждение, даже вырождение (см.). Да и спорно: "Что волшебно наслажденье... нежным сном". Со своими наивными, детскими грёзами романтики-символисты есть соратники "старика" Лермонтова, с его желанием уйти в себя. "Я ищу свободы и покоя!/ Я б хотел забыться и заснуть!" Где и как? Автору памфлета "Смерть поэта" пришлось эмигрировать на Кавказ.

Насчёт свадьбы не возражаю. Дело молодое. - Сам когда-то был женат, испытал "блаженство". Но опять отвергаю праздное "грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов(?),/ Возвещаемых согласьем золотых колоколов". После свадьбы надо не спать в шапку, а порождать и выращивать своих наследников. И заголовок этого сообщения содран у пророка Сергея Есенина, из его "Письма деду".

Третья часть поэмы пронизана неясной тревогой перед грозной опасностью. Мол: помогите, пощадите, спасите! Конечно: "Неизвестное страшит" (лат.). И всё же, не паникуйте, коли вас берут на испуг. Это не "Бухенвальдский набат". Или "ужасный крик", что издавал Мцыри, в битве с барсом. И тот бедолага на мазаной картинке Мунка. Попробуем отвлечься, обобщить и приземлить проблему.

В творении Эдгара ПО - история не отдельного человека, земного постояльца и аборигена. В нём скрыт генезис и процесс развития и упадка людских обществ и государств. Поэтому на вопрос Хэмингуэя: "По ком звонит колокол" в 21-м веке, отвечу так. Он трезвонит по вредоносной Российской империи и её сообщниках. Злодеев ждёт неотвратимое возмездие. Расплата, крах, катастрофа.

Финал поэмы - предчувствие неминуемой смерти, ужас перед той. "Похоронный слышен звон... горькой жизни кончен сон". На сей раз он у страдальца последний, вечный. + "Кто-то чёрный там стоит"... Роковой чёрный человек, какой заказывал Моцарту реквием? или доставал пьяного Есенина? Сплошной "Остров мёртвых". Ад: "В ушах могильный/ Стук лопат/ С рыданьем дальних/ Колоколен".

Некрасов о ремесленнике: "Он чужд сомнения в себе -/ Сей пытки творческого духа". Я о гении Рахманинова: он полн сомнения в себе, даже переполнен. Этот недовольный собой,- мнительный меланхолик исповедует жизнеутверждающий пессимизм. Композитору пришлось уехать тогда, из коммунистической России. Какая при растлителях, разрушителях и губителях, но не творцах, накрывалась медным тазом. Бесы погрязли в звериных, человеконенавистнических пороках. Инквизиторских, пыточных.

Я больше по печному делу. Но и меня удивляют те, кто не хочет смириться с неизбежностью натуральной смерти, боится её. Давайте относиться к тётке по философски. Вспомним второй закон диалектики. Жизнь это затяжной прыжок (по-научному, скачок) из неё в гроб. Побыли в гостях - и домой, особенно, если нечто толковое, полезное успели сделать. Оставили уставшие, отставшие о себе не/долгую, не/добрую память - и на покой.

Совсем иное дело: противоестественная, насильственная смерть, умышленное, массовое убийство людей. Их погибель вызывают агрессивные, захватнические войны и геноцид, самые тяжкие уголовные преступления. И сурово наказуемые зловредные "заблуждения: 1. Состояние того, кто заблуждается, ошибается. 2. Ложное мнение" (Ожегов). Зло ответит за всё, в полной мере.

К чему клоню. Недавно цивилизованный мир отметил 150-летний юбилей Сергея Рахманинова, гуманиста. И россияне, конечно, тоже. Но с тех пор, как он Россию покинул, в ней мало чего изменилось. Автократия чекистов возродила сталинские порядки. Опять свирепствует оголтелый большевистский фашизм, какой развязал запланированную СВО против суверенной Украины. Державу охватила эпидемия террора, насилия. Патриот, убей ненавистного врага и предателя, чтобы спасти и сохранить любимого вождя и учителя. Рай палачей, стукачей - приспособленцев. Испытай от чужой и своей гибели "неизъяснимы наслажденья".

Такая кровавая цена бредового заблуждения. Россия в агонии. Всё громче стонут похоронные колокола. Первый русский звонарь и пианист в домовине ворочается. РФ срочно требуется резекция, хирургическая операция по удалению застарелой, злокачественной имперской опухоли. Спесивая стремится к мировому господству, что мешает её гражданам свободно, нормально и достойно, по человечьи жить. И, как другие, динамично развиваться, гармонично прогрессировать. Справедливо и благополучно, мирно и не мешая другим.

Заблуждениям, точнее, злодеяниям упырей и нелюдей нет никакого оправдания, забвения и прощения. - Мракобесы вожделеют единственную миледи по имени Пламенная Власть. Возрождение если и наступит, то лишь после их свержения.

Вот и сказочке конец. А кто слушал - молодец.

Комментариев нет:

Отправить комментарий