понедельник, 29 июня 2020 г.

Судьба-индейка.

На финише профессиональной деятельности Академия отпасовала привередливого кадра Национальному институту образования. Там мне полностью перекрыли кислород. Зарезали острую статью "Управление процессом сотворения человека". В ней я посмел сомневаться в сварганенных известными товарищами дутых критериях качества образования. Предлагал свои, замалчивали. Пресекли попытки серьёзно углубиться в насущную научную тему по профилактике подростковой преступности. И через год без объяснения причин не продлили со мной контракт. У меня тяжёлый характер. Но: действенных критериев КО и сегодня нет, а преступность молодеет. 

суббота, 27 июня 2020 г.

Виват, Академия!

Вместе с коллегами разработали Концепцию развития вечерней школы. Сообща провели конкурс её перспективных проектов. Организовали для вечёрки Республиканскую научно-практическую, двухтомную конференцию. Принимал регулярное, деятельное участие в подготовке и проведении многих Республиканских конкурсов профессионального мастерства педагогов. В определении их оценочных критериев. Отслеживаю достижения победителей. Участвовал в научных конференциях по вопросам повышения квалификации кадров, в том числе, международных. Плотно привлекался к разработке Кодекса об образовании Республики Беларусь. Всё это обогатило меня ценным опытом и подвигло на постижение всесторонне образованной личности. 

Жизнь учит многому, всему.

Чтобы поддерживать профессиональную форму, вёл уроки не только в "своих", но и в дневных школах. И сам учился, посещал лекции, семинары, практические занятия коллег. И укрепился во мнении: везде встречаются трудные подростки, дети, - из которых можно и должно выращивать достойных людей. Используя для этого вечерние, точнее, вечные, педагогические средства. Стал выходить на общие закономерности деятельности любых учителей. На главные задачи обучения и воспитания новых поколений. На пути повышение качества образования. Через усиление каждого урока, учебного процесса, целых образовательных систем. Которые работают на формирование и гармоничное развитие личности учащегося. Встретил понимание в редакции журнала "Адукацыя i выхаванне", у главреда Владимира Павловича Пархоменко.

Зима на заречной улице.

Двадцать лет проработал я в Академии последипломного образования. Отвечал за методическое обеспечение вечерних школ республики. Сотрудничал с ленинградским НИИ общего образования взрослых. Повышал на курсах и на семинарах потенциал управленческих и педагогических кадров таких учебных заведений, изучал и внедрял их опыт. Однако вечёрки спешно превращались тогда в центры, прибежища защиты и поддержки проблемных подростков, изгнанных из дневных школ. По причине отмены закона о всеобщем среднем образовании. Эти центры начали сочетать обучение и воспитание питомцев с профессиональной подготовкой. Посвятил названным самоотверженным - заботливым "армиям спасения" десятки SOS публикаций в "Настаунiцкай газеце" и в российском журнале "Вечерняя средняя школа" ( позднее "Открытая школа"). Стремился продлить им жизнь. Прощай, романтическая "Большая перемена", молодых и не очень. Экономим на юной смене, на основе оптимизация образовательной сети.

понедельник, 22 июня 2020 г.

Родная вечерняя, сменная.

С годами крепло убеждение: и преступника можно исправить, перевоспитать. Важно выяснить причины, из-за каких он оступился. Видеть в зэке человека. И применить к нему проверенные и действенные, макаренковские средства. В него поверить и его понять, - сочетая индивидуальный подход, работу в отрядах, общие мероприятия. Оформляли вместе учебные кабинеты. Проводили с учениками предметные олимпиады и ролевые литературные вечера. Был у нас в гостях сын Якуба Коласа Данила с Максимом Лужаниным. Выступала перед всей зоной, в огромном клубе колонии сама Елена Мазаник, Герой Советского Союза, уничтожившая гауляйтера Кубе. Отвечала на острые вопросы спец.аудитории. Учителя помогали своим подопечным в решении их личных и семейных проблем, проявляли к ним участие, доверяли. Постепенно стали проясняться, у занятых добрыми делами, распатроненных граждан осуждённых и светлые, разноцветные, - человеческие стороны. "Работа у нас простая,/ Забота наша такая..." Она не для равнодушных и бессердечных.

Выбираю вечёрку на зоне.

Когда появилась возможность работать в школе, я порешил заняться взрослыми. Пятнадцать лет отдал вечерней школе №29, - в качестве учителя истории, классного руководителя и заместителя директора. Она располагалась в колонии усиленного режима, на улице Опанского. Вызнал самые тёмные свойства человеческой личности. Мои, наши ученики - сплошь одни мужики-уголовники: грабители, насильники и убийцы. Смену пашут на мебельной фабрике, а после смены, перед ней - на занятия. Никаких домашний заданий. Уже тогда мы применяли развивающее обучение. Учили разбойничков учиться прямо на уроках. Будили  их пытливые интересы, чтоб они сами находили ответы на жизненные вопросы и вникали в проблемы, вели опорные конспекты по предметам и готовились к экзаменам. Не поверите, но кое-кто из наших выпускников поступал даже в вузы.

понедельник, 15 июня 2020 г.

Поиски себя, ненужного.

Непросто было историку  найти работу в советскую пору без партийного билета, да ещё "с вроде как еврейской" фамилией. Выручали случайные заработки. Был внештатным сотрудником БелСЭ, грузчиком, инженером областного штаба студенческих строительных отрядов... Три года трудился лаборантом кафедры Института физической культуры, - готовился преподавать историю мирового спорта, сдал кандидатский минимум. Но вдруг сменился ректор. Зато я постиг большой спорт, как сферу высоких достижений. Спорт уже тогда становился у нас неформальным профессиональным промыслом, и влиял на все стороны жизни людей. Я проникся проблемами великих спортсменов-мастеров, одержимых своим любимым, - рисковым и опасным Делом. И стал поддерживать этих взрослых детей.