воскресенье, 16 августа 2020 г.

HOMO QUADRATUS. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

МЕТОДИКА (М) – соответствующая целеполаганию, содержанию и организации бытия человека, совокупность способов его деятельности, как техничного и производительного творения. Средство выражения им всяких претворений, их технологического обеспечения и практического воплощения. Это комплекс методов, сородичей способностей. Теми homo и осуществляет, - через систему: притязательных и познавательных, показательных и созидательных действий, все дела. Выполняет главные функции и получает результаты. Добывает средства к существованию и, замыкая полный цикличный оборот, удовлетворяет потребности. М. - связка приёмов реального труда, показывает: как, каким образом, посредством чего землянами всё достаётся, познаётся, остаётся, - создаётся.

Методика отвечает за приём, сохранение и передачу деятельного опыта человека, людей. Планетарных созданий, способных обретать важные для выживания и процветания учебно-трудовые навыки и умения. И закреплять их с помощью разнообразных упражнений. Созданий, владеющих техникой хватания и распознавания, братания и преобразования, умеющих её совершенствовать успешными делами. Продуктивные методики позволяют работнику подключать свои: духовно-запальные и интеллектуальные, психосоциальные и функциональные способности. - Они и делают его годным к любым сражениям, постижениям, слежениям, достижениям, позволяют выказывать сноровку, подготовку и квалификацию. И, свободно выполняя усвоенные приёмы, добиваться классных результатов.

Поразительно повышают методическую и техническую вооружённость и работоспособность землян создаваемые ими и часто улучшаемые орудия труда. Разные инструменты. приспособления, оборудование, механизмы, приборы и цельные агрегаты. Средства активизации, информатизации, оптимизации и автоматизации. - Предметы воздействия человека на природу и на людей и посредники в его с теми взаимодействии. Техничное исполнение, с применением совершенной техники, творит чудеса. Без чудных и разумных, послушных, искусных машин и линий связи, без сильной энергетики, homo не жить. Но и те, без своего созидателя, мертвы. А с безбашенным, безграмотным и безнравственным бездельником, - опасны и вредны. Эффективные методики, орудия и средства труда делают людей способными к самовыражению, само/обеспечению и само/изменению, помогают им состояться и в полной мере само/реализоваться.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, как детище методического начала, - это деловой, силовой, трудовой орган человека, его назначение: технически здорово осуществлять созидательную деятельность. Включает телесную оболочку homo, вместилище его веры, разума и чувств, веления которых сфера воплощает в сложные творения. Определённые антропологические и биомеханические задатки и приобретённые знания и навыки делают кадры способными совершать реальную работу, состоящую из отдельных связных операций. То есть функционировать и оказывать, посредством орудий труда, значимое воздействие на среду и окружающих. И создавать из природных и (или) производных от них материалов, необходимые продукты, предметы и товары, и обеспечивать своё существование. Что влечёт за собой изменение инфраструктуры и преобразование мест обитания умелого человека. И всех, задействованных в этом плодотворном процессе дельных людей.

Функциональность вызволяет двигательную энергию homo, она помогает развитию, в динамичных акциях, его волевых и мыслительных, ролевых и производительных способностей. И удовлетворению, с их помощью, - родственных потребностей. Прежде всего, надобности самого организма в кислороде, пище и жидкости, как топливе, и в сексе (для насаждения новой жизни и для наслаждения) и в божеских условиях быта. Совершенствуемые движения позволяют человеку всё более сноровисто управлять своим телом и овладевать действенными приёмами и способами исполнения. И методично и технично добывать, сортировать и обрабатывать возобновляемые сведения и сырьё. И создавать из всего этого потребные, - идеальные и материальные ценности. И таким же образом, искусно и со вкусом, их предлагать и самому употреблять, с пользой для  сделанного дела и собственного тела.

Усложняемые телодвижения требуют перманентных мускульных усилий и согласованных умений туловища, и всех его конечностей. Чтобы выполнять мобильные действия, homo укрепляет своё телесное и в целом человеческое здоровье. «В здоровом теле – здоровый дух» (Ювенал), + мозг и чувства. Занимается физической культурой. И методически оттачивает технику исполнения, - модернизирует и совершенствует оснащение и снаряжение. Всё это и повышает коэффициент его полезного действия и взаимодействия. Основные виды функциональной деятельности людей: репродуктивная, она сводится к воспроизведению вещей, сходных с образцами, и продуктивная, креативная, нацеленная на создание оригинальных изделий. Что требует умения воображать, соображать, отображать и преображать. Низкая функциональность мешают нам развиваться и прогрессировать.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, это свойство человека, людей оперативно и результативно трудиться. И, воссоздавая предметы, изделия, продукты и предлагая услуги, - демонстрировать образцы интенсивной деятельности. Производительный труд предполагает разделение целостного процесса на отдельные операции, и закрепление их за компетентными специалистами. И соединение тех с ценными сведениями и сырьём, а также инструментами и устройствами, - для их поэтапной обработки и завершающей сборки. Только высококлассные профессионалы способны, эксплуатируя мощную технику - и демонстрируя свою, производить добротные товары. Производительная деятельность позволяет в срок выполнять тор заказы и вырабатывать и презентовать должное количество качественной продукции.

Растущие потребности вынуждают нас повышать производительность труда, для чего развивать главные блоки воспроизводства. Как негромко гудящие производительные силы, так и «галдящие» производственные отношения. - Этот процесс ускоряет идейный, научный, общественный, технический прогресс. Он содействует увеличению выпуска товаров и совершенствованию схемы распределения создаваемых вещей. И, в целом, улучшению социально-экономических сношений. Большое значение имеет форма собственности на средства производства и правящая хозяйственная система. Хотя, -

Ухватистого предпринимателя, всегда и везде, отличают: опережающие методы выявления чужих нужд, потребностей, интересов, предпочтений; мгновенное перенесение на перспективные сферы самых результативных и эффективных умений; заманчивость новейших предложений; действенные приёмы удовлетворения вожделений  требовательных клиентов.

- Всякая экономика нуждается в регулярном обновлении всех средств. Но более всего ей потребны: высокие, четырежды ёмкие технологии, сочетающие мега способы изготовления, опережающих время изделий. Что выражают собой вдохновенные горения и озарения, построения и претворения инженерного гения. Которые и воспроизводят бесподобные произведения: инновационные, информационные, интеграционные и операционные, всё более человеку подобные. Значит, всегда будут нужны живые, энергичные, изобретательные разработчики: бедовые, толковые, собранные, методически подкованные. Какие поставляют покупателю даже его самого догоняющие и подгоняющие новшества. Производители, способные удовлетворять наиболее продвинутых потребителей, желающих отовариваться только у них. Всё остальное – муда, приложится.

(САМО)ВЫРАЖЕНИЕ есть проявление и демонстрация человеком, всеми людьми личных способностей и предъявление результатов деятельности. Это презентация реальных плодов их: императивных и когнитивных, интерактивных и креативных, производительных усилий, действий и умений. Процесс само/извержения позволяет нам воссоздавать и предлагать утилитарные: практические и прикладные предметы, товары и услуги. А также без/условно элитарные: философские (культурологические) и теоретические, этические, эстетические и умелые методологические сочинения. Скобки в заголовке означают, что на протяжении жизни человек по-разному выражается. В детстве он подражает старшим и копирует чужие образцы; в молодости самостоятельно выказывает движения своего сердца, разума, души и тела; в зрелые годы он помогает раскрываться молодым; к старости возвращается к обкатанным методам само/обеспечения.

Ступени самовыражения, - заострение интересных целей, наполнение их неизвестным содержанием, заключение его в соответственные формы, применение действенных способов. В геройствах и резонах, художествах и ремёслах названные аспекты значатся как: идея (замысел) и тема, сюжет, композиция (построение) и средства претворения. Используя эти ингредиенты, создатель произведения выражает свои: убеждения, суждения и заблуждения в действии. «Искусство есть мастерство» (лат.). Задача Мастера, и в этом, суть творчества: искусно взбодрить данные компоненты и безыскусно их, в собственной легенде консолидировать. И приказать ей, такой: фантастичной и реалистичной, драматичной и прагматичной, долго жить. - Как Гоголь наказал одной новой шинели «на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Эйфель – башне.

Всю жизнь мы выражаемся, создавая посредством всё более умелых действий и более эффективных и продуктивных (а нередко, довольно примитивных) приспособлений духовные и материальные творения. Великое - в простом. В четвёрочном, который требует иметь собственный взгляд на предмет, сомнение и метод. Каждый хочет проявить себя, отличиться, оставить свой след, царапину на земле. И поскольку «Труд сам по себе - уже наслаждение» (Манилий), то, если, с его подачи: «Уметь наслаждаться прожитой жизнью, значит, - жить дважды» (Марциал). Блистающие вершины само/выражения: «Кармен-сюита», - Щедрина и Плисецкой, с Годуновым и Алонсо. И «Танец аргентинских пастухов», в богоподобном исполнении гордых мачо ансамбля Игоря Моисеева. «Нам отказано в долгой жизни; оставим после себя труды, которые докажут, что мы жили» (Плиний Мл.). - Экспрессивно.

«А вы/ноктюрн сыграть/могли бы/на флейте водосточных труб?».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ это перманентный процесс и следствие последовательной и поступательной, - познавательной, созидательной и преобразовательной деятельности людей по претворению проектов. Что сопровождается привнесением в жизнь необычного, нового, и обновлением (переделкой) и разрушением старого. - Вызовы времени и растущие вширь и вглубь потребности вынуждают их расширять, углублять, пересматривать и даже менять: мировоззрение, миропонимание и мироощущение. И применять другие подходы, средства и способы. Для самовыражения и преображения окружающего, возрастающего и усложняющегося бытия. И, опираясь на культурно-просветительский, структурно-экономический и научно-технический прогресс, обеспечивать самые необходимые изменения. И создавать всё более интересные, своеобразные и совершенные, значимые произведения.Осуществлять их возобновление, и самих себя.

Здесь весьма многое решают наступательно-ретирадные и петлеобразные перемещения и разнообразные двигательные умения. - Предопределяет же все качественные изменения, внедрение и распространение нововведений, порождаемое пространством и временем, и всё на свете воспроизводящее четырёхмерное Движение, основополагающее средство существования людей. - Целенаправленный процесс их функционирования и развития. Он складывается из цельной системы состязательных и познавательных, сострадательных и созидательных действий, которые и обеспечивают существенные перемены. Раскрепощённые и согласованные, уверенные и когнитивные, размеренные и результативные радения, улучшают людскую деятельность, они делают её более техничной и технологичной. Там, где совершаются обозначенные, - изначальные продвижения, там и осуществляются замечательные преобразования, изменения.

Каждый сделанный полный шаг, заставляет нас начинать новый. Эти ЦСОМ/шаги и меняют человека, и всё, с кем, чем он имеет дело. Именно производительная деятельность, - как комплекс задорных и резонных, надзорных и проворных со/действий, обеспечивает спирально-вихревое восхождение homo. И переход его, всего в качественно иное состояние, на следующую ступень развития. Как процесса закономерной смены старого новым, простого сложным, низшего высшим. Успешен тот, кто творчески совмещает два топа и два прихлопа: предвещает и освещает, обещает и воплощает. Пускай всё рождается и расцветает, изменяется и обновляется, застой опасен! «Там, где ничего не происходит, скоро произойдёт крах». Это Цицерон о 91 годе. «Нас не страшат ни борьба, ни сраженья -/ Ярко горит путеводный маяк!/ И помешать нам в могучем движенье/ Пусть не пытается враг». Но тот попался такой коварный. И наш рулевой пропал…

ТРУД в центре сферы обозначает, что здесь man выступает как ученик, работник, служащий, труженик, - какой способен заниматься деятельностью, направленной на постижение, изготовление и предложение виртуальных и рациональных, социальных и материальных ценностей. - Функционер, который умеет выполнять свою работу и поставлять продукцию или услуги. Для чего осуществлять систему методико-технических действий и получать некие изделия. Человек воздействует на среду и людей с помощью орудий труда. Он приобретает навыки обращения с теми на разных тренингах, через выполнение на них взаимосвязанных направляющих и обучающих, наставляющих и развивающих упражнений. Совершенствует умения в процессе их применения. Как борец, мудрец, хитрец, творец.

Более того. Только в трудовой деятельности, а поначалу, - в учебной и воспитательной, человеческий детёныш может стать человеком, и через неё же себя выражать. Именно в совместном труде и в его наперснице - живой игре, ребёнок подражает дражайшим наставникам и старательно повторяет за ними и овладевает нужными движениями. И заимствует их у тех и перенимает. А ревностное исполнение чужих умений завершается их присвоением. «Труд не бремя, а благодеяние» (лат.). Ведь он порождает человека, сохраняет и закрепляет в нём его, вынуждает им остаться. Он обеспечивает и улучшает его жизнь. «В постоянном труде – надежда» (лат.). Землянин одолевает преграды и всё выполняет с помощью побуждающих и утверждающих, утруждающих и созидающих действий.

- Интенсивные труды развивают: ловкость и находчивость, сноровку и расторопность, психомоторную неуёмность, творческую изощрённость и здоровую выносливость работника. Способность поворотливо выполнять образцовые приёмы на сложных тех/устройствах. Форсированная трудовая деятельность совершенствует индивида, которая делает его неутомимым и трудолюбивым. «Труд – это молитва человека самому себе» (Платонов). Всё верно, каждодневная работа приносит не только денежное вознаграждение. Захватывающий труд доставляет, отбивающему ему усердные поклоны молящемуся, и несравненное: астральное и ментальное, моральное и реальное удовлетворение. «У меня получилось, со всем справился! Я сумел сделать это сам, yes. «Праздность – мать всех пороков» (лат.). Нехотение и неумение трудиться возвращает ленивцев в пещерные хоромы.

СПОСОБНОСТИ есть приобретённые, - прививаемые и закрепляемые, и врождённые, - выявляемые и развиваемые, духовные, интеллектуальные, психосоциальные и функциональные свойства личности. Выражают притязания и познания, старания и деяния homo, - позволяющие ему осуществлять квартетную деятельность. Способности проявляются в его инициативных, когнитивных, коммуникативных, продуктивных действиях. В умелых, чётких и мастерских, раскованных и размашистых, сосредоточенных, согласованных, филигранных, виртуозных движениях. В оперативности работы и в эффективности её результатов.

Природные: стенические, ученические, психические и биофизические особенности человека, то есть влечение к обновлению и осмыслению, сопоставлению и преодолению, - являются со/родичами прививаемых способностей. Они раскрываются, разворачиваются и развиваются вместе с обретаемыми ЦСОМ/умениями, как опорными способами деятельности, - непосредственно в ходе учения и взаимодействия со старшими, приборами и внешней средой. И совершенствуются усложняемой работой.

Бесспорная аксиома: «Наибольших успехов мы достигнем в том, к чему будем иметь наилучшие способности» (лат.). Возможно, - уровневая и профильная дифференциация вскрывает склонности старшеклассников и снабжает их знаниями и приёмами по заказанным ими наукам и ремёслам. Но, пожалуй, самое главное в учении, - вооружать школяров универсальными способами самостоятельной деятельности. Награждать их умениями: выдвигать интересные идеи и постигать неизвестные сведения, подвергать их упорядочению и продвигать созданные творения. Такие, - полностью подкованные выпускники станут потом асами высокого уровня и широкого профиля, способными выходить победителями из любых ситуаций. - «Вот как много значат смолоду приобретённые навыки» (Вергилий).

Ярким примером развитых трудом способностей являются таланты, - с их броским исполнительским мастерством, что умеют энергично и критично, мелодично и технично претворять. Но эти свойства, способы радения и «переселения» в потомков, кроются в каждом homo. Свободное владение школой выполнения этих консолидированных движений подвигает людей к реальному самовыражению. Бесталанных детей нет. Коль всякий ребёнок жаждет стать взрослым: намечающим, освещающим, отвечающим, воплощающим, он вырастет большим. С нашей помощью. Спрос рождает предложение. Но и высокие достижения вызывают крутой спрос.

ПРИМЕНЕНИЕ есть процесс осуществления намерений, - действенными средствами. Предваряет и сопровождает выполнение человеком заметной работы, является ею. Как стадия претворения в жизнь нового, применение позволяет просчитать последствия его внедрения, и сферы употребления. И опробовать, испытать, обкатать в нужном режиме агрегаты, механизмы и приспособления. В том числе, воспроизвести полный технологический цикл изготовления и продвижения товаров, новаций и услуг на всех этапах. От их разработки, воспроизводства и презентации, до реализации, эксплуатации и утилизации. Применение помогает нам освоить опорные производительные приёмы, усилить и закрепить на модулях и тренажёрах необходимые умения. Подкрепить культуру устремлений, осмыслений, управлений культурой искусных осуществлений. И обеспечить успех нововведений.

Необходимость примерно соблюдать основные требования рабочих процессов вынуждает ужесточать систему допусков и отлаживать важные связи, расшивать узкие места, устранять недостатки, ибо «Исход крупных дел часто зависит от мелочей» (Ливий). - Применение позволяет нам примериться и приноровиться, приспособиться к инструментам и приборам. И отработать на практике очень сложные операции, стать на «ты» с новой техникой. Сделать заготовки, выпустить и оценить пробную партию изделий. - «Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка». Применение заставляет пребывать в бодром тонусе. Таковы его законы: «твори, выдумывай, пробуй». И показывай в деле свою подготовку, содействуй претворению в реалии всего нового.

Меняющиеся: предпочтения и заключения, стечения обстоятельств и приёмы воплощения побуждают действовать вариативно, перестраиваться и выкладываться, разворачивать поисковую деятельность. Сопровождающие применение, эксперименты активизируют теоретические исследования. Они стимулируют изобретательность и находчивость, толкают нас на новые методико-технические свершения. Позволяют включать на максимальную мощность все свои коронные способности и применять их с высоким КПД. И настойчиво замахиваться на революционные, - инновационные, информационные, операционные и трансформационные технологии. Поскольку споро брать новые высоты, с помощью рационализаторских и новаторских: концептуальных и фундаментальных, процессуальных и функциональных подвигов, - свойство бойкого работника.

ВЫПОЛНЕНИЕ есть действие, работа, акт и его результат, которым завершается очередной этап деятельности, земной шлях чела по реализации намеченных целей, направленных на обеспечение себя и людей жизненными средствами. На удовлетворение своих зажигательных и доказательных, показательных и созидательных потребностей. Радения для достижения того, ради чего земляне овладевают действенными методами постижения и свершения. И напористо, резонно, совестно, сноровисто их применяют. Необходимость выполнения вынуждает неуёмного homo усиливать личные, закаляемые в больших делах и переделках, биофизические, - атлетические, хореографические, пластические, динамично-двигательные способности. И демонстрировать их через систему эффективных методических и технических действий. И, решая важные задачи, отовариваться и развиваться.

«Конец - делу венец». Лихие концовки говорят об умении человека доводить свои замыслы до завершения. Для чего он неустанно осваивает всё новые источники и подходы, способы и приёмы, - технологии самовыражения. + Расширяет сферы применения приобретаемых задатков и наклонностей. Кадр набирается жизненного опыта, как совокупности основополагающих принципов и смыслов, позиций и сдвигов, отражающих в его сознании законы объективного мира и общественной практики. Эти законы он и подтверждает, - через систему конструктивных и репродуктивных действий. Повышает свою энерготехническую вооружённость. Всё это и обеспечивает претворение в реалии и материализацию ярких дерзаний и познаний, терзаний и деяний sapiens/a и выполнение сложных планов. - Капитализацию плодотворных умений, и всего преображение.

«Всё побеждает упорный труд» (лат.). От начинаний, - мы добираемся до окончаний. И выходим на конечный результат, как закономерный итог всех стараний. «Наградой за доброе дело служит свершение его» (Сенека). Однако реализация решений вызывает некоторое опустошение. «Чтоб ни делали мы, нам всегда по-хорошему мало». И конец одного дела становится, до работы очень голодных, началом очередного, пред/последнего. Упорство помогает землянам преодолевать тупиковые и патовые ситуации. Неумение доводить планы до конца не украшает homo. «Если ты рассчитываешь на потомков, то для них недоделанное – то же самое, что не начатое» (Плиний Младший). Пожелаем всем земля/нам венчающих: предвещающих и возвещающих, возмещающих и воплощающих постижений и достижений.

ДЕЛА, - как система действий и их следствие, есть: охота + учёба + забота = работа, занятие, бизнес, служба. Это деятельность человека, круг выполняемых им задач. Есть область теоретических исследований и практического применения его, людей воззрений и озарений, зазрений и претворений. Дела составляют сущностную основу бытия земного homo. Они позволяют ему развивать все, здесь очень многими, но родственными понятиями обозначенные боевые и смысловые, строевые и трудовые, ключевые способности. И добиваться, - с помощью сплочённых сфер-органов и опорно-двигательного аппарата, плодотворных итоговых результатов. То есть реализовываться и удовлетворять свои потребности в жизненно необходимой идеальной и рациональной, эмоциональной (в форме со/ переживаний) и материальной пище. И обеспечивать других.

Только активное взаимодействие, в динамичных деяниях, - обеспечивает саморазвитие. Значимо для полноценного бытия быть задействованным в нужных и многотрудных делах. И полезное изобретать и осуществлять. Ибо «Вера без дела мертва» (лат.) и «Важно не звание человека, а его дела» (Плиний Младший). Любо наше умение отменно делать своё дело и заодно, доделывать, переделывать самих себя, совершенствовать свои способности. И обновляться и меняться с опорой на неизменную ЦСОМ/сущность homo, чтоб сполна состояться. Любое дело трудно вершить без здорового тела, его рук, ног и щупальцев. Как и людская «физика, материально-техническая часть», моторика, без живого дела, постепенно приходит в негодность.

Расторопный работник хорошо владеет собственным координированным и тренированным телом и делает всевозможные дела. Выполняет коронные функции: устремляется и постигает, укрепляется и всего достигает. Обеспечивая себя, за это (в качестве компенсации за расходуемую энергию) свежим топливом в виде еды и воды, в том числе, огненной. Форсированные акции вынуждают людей разрабатывать всё более эффективные методики и технические средства, применять интенсивные приёмы и способы действий. И совершать, в делах, новые находки и открытия. Результативные подвижки, - бесспорные мерила истины. Дельному человеку до всего есть дело: «Глаза боятся, а руки делают». Когда наши дела идут хорошо, всё прочее семечки. Оставаться без дела ужасно. «Безделье развращает» (лат.). Так выпьем же за успех нашего безнадёжного дела, вершимого золотыми руками!

РЕЧЬ, в данной сфере, выступает как предъявитель, интерпретатор и ретранслятор опыта созидательной деятельности людей. Как средство сложения и выражения ими своих обновленческих, исследовательских, поведенческих и внедренческих, - цикличных умений, их воплощения в конкретные достижения. Речь здесь освещает способы производительного труда. В том числе, при работе на разных технических устройствах через выполнение на тех обговариваемых и взаимосвязанных действий. Фиксирует речь и те изменения, которые происходят с человеком и всеми объектами его воздействия, в ходе и по итогам, продвижения. Словом, речь выступает инструментом отображения всех стереоскопических: прогностических и органических, ностальгических и прагматических, - технологических процессов, а также их ощутимых неотвратимых результатов.

Поэтому, помимо описания и толкования отдельных компонентов, особенное значение имеет здесь: реальное воспроизведение и показ, демонстрация и представление сплочённых операций, целостных технологий. Ведь каждую из них надобно соблюдать. Как руководство к точным действиям, речь - это сдержанный язык тренера, инструктора и мастера. «Овладей делом, а слова последуют» (Катон Старший), а пока что, - принимай и перенимай. Значимо тут владение наставником профессиональным языком, мимикой и жестами, своего складного тела, он выступает сигнальщиком. Важна и вычленяющая главное и освещающая детали сложных процессов, «бросающаяся в глаза» наглядность. А также – методично натаскивающая на эффективные приёмы осуществления, усиливающая взаимодействие аудиовидеотехника.

Внятная речь, чёткая пластика телодвижений и поворотливые средства позволяют нам разрабатывать, внедрять и распространять high технологии и образцы выпускаемых изделий, товаров, услуг. Передавая политехнический, поликультурный опыт новым поколениям по накатанной схеме: «Делай как мы, делай лучше нас». А звёздными способами творческой деятельности и непревзойдённой «походкой» гениев по созданию уникальных произведений, - с помощью поражающих воображение приёмов и средств, - раззадоривать заведённых сменщиков. «Образное выражение делает предмет речи видным» (Цицерон). Объёмным и движущимся, ведь homo выражает себя: «И умом, и сердцем, всей душой» (лат.). И, естественно, он говорит и творит и своим, - вожделеющим, ведающим, сожалеющим и умеющим телом.

Методика  совершенствует функциональную сферу дельных людей.

четверг, 13 августа 2020 г.

HOMO QUADRATUS. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

 

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ОРГАНИЗАЦИЯ (О) есть неотделимая от реального содержания форма его существования, способ расположения и выражения всех элементов целого. В том числе, - человека и людских сообществ. О. регламентирует порядок и условия, правила и нормы, быт, уклад, строй его, их жизни. Она отражает родственность "я" и социума, - особым образом устроенных систем, которым свойственна определённая структура, устойчивость и строгая согласованность. Обозначенные системы собраны и сорганизованы, настроены и напряжены. Они способны к наблюдению, (само)управлению и само/регуляции. У них неразрывная связь, так как стремление к обособлению сочетается в людях с влечением к объединению и установлению надёжных и прочных отношений. Ведь: «Порядок – душа всякого дела» (лат.).

Как наиболее консервативное и сбалансированное средство, организация предохраняет человека и общество от разных потрясений - и от разложения. Она обеспечивает их стабильное взаимодействие. Поскольку формирование homo осуществимо лишь в среде ему подобных, и вся его жизнь обусловлена множественными формами кооперации, связанной с очеловечиванием новых поколений, организация призвана последовательно расширять и укреплять возможности sapiens/a и социума. С тем, чтобы индивид мог ощущать себя психологически комфортно, среди сообщающихся с ним людей. А общество (семья, род и племя, коллектив и народ) и государство могли предотвращать проявления экстремизма или «пофигизма». И создавать своим гражданам и представителям приемлемые условия для совместной жизни. И выполнения ими, в процессе взаимовлияния, своих социальных обязанностей.

Человека устраивает такая организация, форма, гармония общего жития, в которой он занимает соответствующее его притязаниям и познаниям, возможностям и способностям место. И принимает адекватное участие в налаженном процессе производства благ, их обмене и распределении. – А обществу надобен строй, основанный на устоявшейся системе сословных и национальных, культурных, религиозных и прочих традиций. На проверенном социальном опыте и поведенческих стереотипах, закрепляемых в моральных и в правовых нормах. - Что обязывают людей придерживаться установленных, законных рамок и границ. «Всегда чти следы прошлого» (Цецилий Стаций), потому как - «Без прошлого нет будущего» (лат). Громоздкая нормативная база и жёсткая регламентация жизни нас стесняет. Но и бесформенность с дезорганизацией вносят сумятицу в проводимые мероприятия.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, как детище организации, это всё и вся устраивающий орган homo. В его основе, - чувственно-эмоциональное, т.е. адаптирующее и стабилизирующее, координирующее и регулирующее, систематизирующее начало. Что и делает индивидуума восприимчивым и впечатлительным, отзывчивым и общительным. Миссия сферы – коррекция психосенсорных и рефлекторных процессов, протекающих в человеке и среди людей и влияющих на условия их жизни, её структуры и формы. Отвечает за правильное отображение нами света, с помощью ощущений, и сообразную реакцию на воздействия, раздражения. За психическое и этическое здоровье лиц и социумов. Она защищает всех от чрезмерных расстройств и волнений, которые ухудшают их состояние и положение. Искажают мировосприятие и мироощущение, вызывают смятение, нарушают общение и взаимодействие, ослабляют иммунитет и возможности. - «Все болезни от нервов».

Сфера обуславливает конституцию и склад характера, темперамент, нрав и поведение людей, - их вменяемость и внушаемость, влиятельность и властность. Умение проверять и поправлять себя и других и жить мерной жизнью. Устойчивая психика делает нас спокойными и организованными, сосредоточенными и собранными, умеющими держать себя в руках. Делает особей доброжелательными и коммуникабельными, способными налаживать, поддерживать и сохранять позитивные отношения. Здоровая нервная система позволяет контролировать и регулировать чувственные и (меж)личностные ре/акции, наблюдать и напрягать себя и других, управлять собой и людьми. Согласовывать свои действия, смягчать и сглаживать конфликты, соблюдать правила человеческого общежития и ответственно исполнять обязанности. И укреплять свой статус в обществе и социальную стабильность.

Сфера отвечает и за формирование эстетической культуры человека, - за его способность воспринимать красоты природы и людей, проникаться и наслаждаться ими. И сопереживать, - обмениваться впечатлениями от всего прекрасного, как стройно-соразмерно-совершенного? Любить и беречь его. «Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности», + он же: «Любовь это родственность душ, гармонически настроенных» (В.Белинский). Нарушения психосоциальной сферы, гнетущие диспропорции, дисбалансы и деструктивные процессы деморализуют нас и выбивают из колеи. Вызывают самоедство и панику, нервные срывы, и массовый психоз толпы, - стадные инстинкты. «Болезнь души тяжелее, чем болезнь тела» (лат.). «Боже мой!.. Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?» (Есенин).

ОТРЕГУЛИРОВАННОСТЬ - есть способность индивида быть в порядке, в форме, в норме. Жить в ладу, в согласии, в гармонии с собой, с людьми и природой. Быть в устойчивом, уравновешенном и отлаженном, оптимальном состоянии. Слыть подтянутым и ровным, расположенным и настроенным на совместную, полезную, достойную и напряжённую работу. И, подключая все свои возможности, старательно и слаженно взаимодействовать. Готовность к (само)регуляции: самоорганизации, адаптации, амортизации и координации взаимоотношений основывается на закладываемой в челе само/воспитанием прочной системе правил, разрешений и запрещений (добро – зло, хорошо – плохо, можно – нельзя). – На самоуправлении и тяге к самоограничению и самоотдаче. На умении выполнять условия, свой долг, соблюдать правовые и моральные нормы. На способности не раздражаться и не выходить из себя и проявлять: «Умеренность, самообладание и скромность» (лат.).

Порядок порождает порядочность, что выражается через: «точность – вежливость королей». Через примеры, какие стоит «принять за образец», им следовать и подражать. Ну, а: «Частое подражание становится собственным нравом (привычкой)» - лат. И, как следствие примерно и честно поступать: «Обещание порядочного человека становится обязательством» (лат.). Благо, этот дисциплинированный и предупредительный, сдержанный, тактичный и терпеливый man, способен к самоконтролю и самооценке. – Нормальный и правильный, как хронометр, покладистый, отзывчивый и добросовестный, он воссоздаёт вокруг себя обстановку внимания и уважения, заботы и участия, доброжелательности и требовательности. Всё это и обеспечивает усиление возможностей каждого члена команды и консолидацию действий.

Отрегулированный кадр умеет располагать к себе коллег, входить в доверие, укреплять с ними сношения; как партнёр, который держит слово. Его акции вызывают адекватную реакцию. - Как сторонник «золотой середины», он соблюдает меру, ибо: «Всякое излишество превращается в порок» (лат.). Он противник новых веяний, ведь любое новое, - это хорошо забытое старое. Особенно: превратно-возвратная мода с её пробами покончить, морочено-стилизованными повторами, с традиционными формами. - Да и: «Ничто так не свойственно нашей душе, как числовая соразмерность (размеренность)» - Цицерон. Она правит и мерит? Дисгармония и рассогласованность чувств и стрессы превращают людей в безответственных и разнуздано-потерянных, - раз/регулированных пессимистов, рождают депрессии и тяжкие фобии. - «В ушах могильный/ Стук лопат/ С рыданьем дальних/ Колоколен»…

(САМО)УПРАВЛЕНИЕ есть контролируемый и регулируемый процесс руководства человеком своим поведением, другими людьми; это комплекс мер по упорядочению отношений. Оно держится на его разумении участвовать в акциях в качестве ведущего или ведомого. Скобки в понятии говорят, что на всех этапах жизни homo по-разному правится. В детстве его наставляют и благословляют родители, старшие и учителя; в молодости – сам торит себе дорогу; в зрелые годы он может влиять на очень многих; на закате его снова пытаются строить, им командовать: «Живи и радуйся! И делай, - что тебе говорят». Но даже old пня «осчастливить против желания нельзя».

В древнейшей системе «господства и подчинения» ведущий обязан быть распорядительным, а ведомый – исполнительным. Но: они должны прежде уметь вести себя, собою управлять. «Владеть собой – величайшая власть» - (лат). Проявлять смекалку и определяться в главном: начальствовать - или подчиняться, начинать свой бизнес или наниматься? А повелевать людьми в состоянии тот, кто способен привлекать к себе внимание и подбирать к ним ключи, оказывать на них влияние и создавать благоприятные ситуации. Кто умеет сплачивать вокруг актива коллектив, расставлять и вовлекать всех в совместную и напряжённую деятельность. И отмечать усердных.

Дельный руководитель обеспечивает сотрудников всем необходимым, обучает их важным операциям, включает в процесс взаимодействия, и сообщает ему поступательный характер. А затем спрашивает с каждого за его работу, и сам за свою в полной мере отвечает. Требовательный и строгий управленец "заставляет захотеть" коллег и сограждан должным образом исполнять свои обязанности силой собственного авторитета, основанного на личном примере ревностного служения общему делу. Такие, приводящие инертных в чувство: «Примеры учат (лучше всяких наставлений)» - лат.

Доверяющий, - но проверяющий организатор осуществляет планомерное управление: ставит на место, закручивает гайки и добивается успехов тем, что лучше остальных может вызывать эффект синергии. Умение управлять, напрягая себя и других, - великая наука, искусство. Что нужней: пряник или кнут, мягкость или жёсткость, поощрение или наказание? Или «разделяй и властвуй», мафиозная круговая порука и доносительство? («Вместо плети я управлял честью» - Наполеон). Если социум не может себя прокормить, это вина административной, игнорирующей законы развития, системы насилия над экономикой. «Нам солнца не надо, нам партия (Он) светит».

УПОРЯДОЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ, есть со/действия по установлению, поддерживанию и улучшению человеческих контактов и сношений. Ради общения, любви и воспитания детей, дружбы, службы и совместной жизни, сотрудничества и взаимной помощи. И предохранения от многих возможных социальных и природных угроз. Процесс упорядочения личных и групповых: экономических и политических, культурных и военных, - других отношений между людьми, организациями и государствами включает: их зарождение и координацию, стабилизацию, нормализацию и гармонизацию, укрепление и оформление. С дальнейшим их выяснением, ослаблением и прекращением, - из-за распрей или смертей, кризисов и реформ, революций и войн и всяких потрясений. И складыванием новой системы сношений. Меняются цели, содержание и способы существования прибывающих, - обновляются их реальные привязанности, нравственные и правовые нормы.

Упрочнение со/отношений сопровождается заключением их участниками соглашений. Раз: «Согласие усиливает даже слабые силы» (Публилий Сир), «Договоры должны соблюдаться» (лат.). Земляне продолжают поиск более гуманной и "самой правильной" модели общественного устройства, норм поведения и форм управления, организации совместной жизни. Порядков, основанных на взаимопонимании, равенстве и справедливости, компромиссе подданных и власть предержащих. На гармонизации интересов личности и социума. Мы упорно продвигаемся, от человеческого стада к гражданскому демократическому сообществу, - с его здоровой и жизнеспособной рыночной экономикой и всеобщей ответственностью. А также - свободными СМИ и принципом разделения основных властей, этой гибкой системой сдержек и противовесов. Но подчас отступаем на исходные позиции. Не приживается названная, самонастраивающаяся и саморазвивающаяся схема? -

Состояние взаимных связей зависит не от благих пожеланий политиков и дипломатов, а от притязаний и потенциала их обновляющихся участников. Баланса сил и влияния между сменяющимися управляющими/ся. Стражи порядка: мораль, право, церковь, идеология пытаются смягчить неравенство всех обязывающими нормами. «Мы рабы законов, чтобы быть свободными» (Цицерон). - Но жестокие законы не приживаются, продолжаются раздоры, рождаемые сословной и материальной, национальной, классовой и расовой, религиозной и прочей рознью. Вечная неуживчивость, неисполнительность и подозрительность мешают налаживать благотворные взаимоотношения. Сложно выращивать в незрелых, нездоровых, недоверчивых, неустойчивых условиях требовательных к себе и к другим либералов и консерваторов. И постепенно организовывать их в сообщество равных и правых.

Потребность в действенной оппозиции. - "Audiatur et altera pars".

«МЫ» в центре сферы свидетельствует, что человек, - как «животное общественное» (Аристотель), бывает членом различных групп, организаций и объединений. От семьи, первичной ячейки социума, до крупнейшей на свете ассоциации людей, - планетной цивилизации. Что вынуждает его выполнять множество, связанных с этим, условий и требований. Мы всегда держались вместе, ибо поодиночке нам не выжить. Лишь в социальном взаимодействии человеческий детёныш может стать человеком, сполна проявить себя и подготовить себе достойную замену. И жизнь общества невозможна без составляющих его соплеменников: «Город живёт/ Счастьем своих людей». Существующая между homo и социумом, нерушимая связь заставляет его и граждан соблюдать положенные законы, правила и добросовестно исполнять возложенные обязанности, гаранты всеобщих прав. И уповать на адекватную поддержку и помощь со стороны ими учреждённого государства.

И в общем: «Человек для человека бог, коль ведает свой долг» (Сцецилий Стаций). В том числе, - перед собственной страной. Сенека: «Любят родину не за то, что велика, а за то, что своя». - «Мы» есть символ человеколюбия и консолидации людей, почитающих обычаи своего народа, живущего в лоне, находящейся при роде и определяющей его облик, природы. Воспитанный в родной культуре человек, - преданный друг и верный патриот. Он дорожит общими ценностями. «Я, как все». Сородич войдёт в положение земляка - «Я брат твой». «Знать, у всех у нас такая участь,/ И, пожалуй, всякого спроси -/ Радуясь, свирепствуя и мучась,/ Хорошо живётся на Руси» (Есенин). Хотя эта отчизна порой жестока к своим кровным. Но именно они, а не сталинизм, одолели фашизм. Отдали суровой Родине собственные жизни.

Самоотверженному и совестливому человеку свойственны благородство и терпимость, великодушие, милосердие и сострадание, беспокойство о детях, больных, стариках. Он готов протянуть руку каждому, принять участие в его судьбе. Какие граждане, такое и общество, его строй и настрой. А оно, в свой черёд, тоже влияет на психическое и нравственное здоровье, на поведение и отношения его членов. «Мы» пестуют «я». Ведь «Все люди - одна душа» (Есенин). Они призваны делать добро: «Короткий период жизни достаточно долог для того, чтобы жить хорошо и честно» (лат.). Обличья "классовой ненависти" и "монолитного единства". Нелюдимые отвергают взаимовыручку. Они обрекают себя на одиночество и опасны. «Бойтесь равнодушных. Именно с их молчаливого согласия, существуют на земле предательства и убийства». Стукачи и палачи, нехристи и звери. Наше терпение лопается.

ВОЗМОЖНОСТИ есть некие потенциальные: психосенсорные, моральные и социальные свойства и средства homo, которыми он располагает, и может поставить на службу себе и людям. И, в определённых условиях, готов их использовать, как организованный, управляемый и ответственный участник общественных сношений. Возможности отдельного человека проверяются в сравнении с потенциалом иных людей. У каждого кадра - личные, далеко не безграничные возможности, что вынуждает того опасаться, и действовать с оглядкой на тылы. Не высовываться и ладить с окружающими, особенно не выступать, нажимать на тормоза и лавировать. Или кривить душой, идти на сделки с собственной совестью и на компромиссы. От возможностей зависит статус, положение индивида в обществе, всякие связи, степень его участия в воспроизводстве общих благ. И его доля, при их распределении.

Нам многое не по зубам, а это значит: «Невозможное не может вменяться в обязанность» (формула римского права). Ибо: «Нужно разным характерам и возрастам придавать то, что с ними совместимо» (Гораций), - что они осилят. И разным полам. Большие возможности поднимают настроение и позволяют принимать в совместных мероприятиях регулярное, заметное и деятельное участие. Малые: вселяют в наши души панический, забирающий полжизни, страх. Чтобы избавиться от угнетающих комплексов, человек сопрягает все свои сферы (органы) и напрягает в те его праведными трудами заложенные, задорные, резонные, благотворные, моторные возможности. И делает невозможные вещи. Как самоотверженный, добросовестный и бескорыстный, ведь: «Счастье не бывает полным, если его не с кем разделить».

Подвижники – что блаженные. Будто свеча, символ жертвенности («Служа другим, расточаю себя», лат.). Словно учитель от бога. Для некоторых же деятелей: «Действовать в зависимости от обстоятельств (приспосабливаясь к обстоятельствам) всегда было признаком умного человека» (лат.). - Ушлого? Мы стараемся не упускать свои возможности, но не полностью их используем. Порочность провластной, яростной и оголтелой, идеологии. - Безысходность ухудшает жизнеспособность. Одних отчаяние просто ломает: «И, улыбаясь, душой погас…». Других – посещает запоздалое раскаяние: «Пред смертью сделать я хочу добро!». А один пан философ: «Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть…». Вспомните – вздрогнете.

НАБЛЮДЕНИЕ, - это перманентный процесс внимательного слежения человека с помощью органов чувств, ощущений, их усиливающих приборов и приспособлений, за происходящими вокруг него, с ним самим, событиями и явлениями. - За складывающейся ситуацией и самочувствием, состоянием и положением. Служит ему для получения потребных сведений и выработки к окружающей среде своего отношения и линии поведения. - Наблюдение есть первая ступень узнавания света. Его чувственного восприятия, отражения и воспроизведения, составления и оформления о нём правильного впечатления. «Изучение и наблюдение природы породило науку» (Цицерон). Её опытную Лоцию. - «Руки вытяну – и вот слушаю на ощупь…» (С.Есенин).

- Всестороннее наблюдение позволяет индивиду выявлять и соизмерять происходящие в мире, и в нём изменения. И учитывать это при выполнении всех необходимых условий и требований, - соблюдении порядка проведения мероприятий. Помогает сообразно поступать, и страховаться от неудач. Тот, кто способен обеспечивать всеохватное наблюдение, порой спокоен, словно добрый удав, организован, аккуратен и собран. Он исполняет установленные предписания и нормы. И выказывает предупредительность и сдержанность, осмотрительность и осторожность. Здорово подходит к делу, занимает своё место (круговую оборону), тщательно окапывается. И готовит оптимальные варианты проведения боевых, лечебных и банковских операций.

Пристальное наблюдение учит самоконтролю и взаимопроверке, - помогает людям уточнять и корректировать, регулировать и координировать своё поведение, успешно адаптироваться к поликультурной и окружающей среде. Содействует выяснению разных отношений. Внимательность, как умение всё фиксировать, регистрировать и адекватно этому реагировать, принимать меры и поступать, - есть основа личной безопасности индивида, его способности определять/ся и управлять/ся. Оберегать землян и благодатную природу, - соблюдать социальный и экологический баланс. Слежение укрепляет наши жизненные силы и имманентные возможности души, гибкого стабилизатора, происходящих в нас, между людьми психических, телепатических процессов. Особенно, когда своя и чужая душа не «потёмки», а нараспашку.

Кто там у Колумба крикнул первый: «Земля!»? – Зоркость, господа, надо развивать, чтоб не пролетать мимо бесхозных галактик. Но важней всего на свете, наша способность пеленговать: о чём щебечут, что спрашивают, чем с нами делятся дети. Умение поддерживать с теми греющую беседу, откровенничать и очень драгоценными секретами обмениваться. Чтобы научить человеческого детёныша говорить, нужно с ним на человечьем языке разговаривать. И несмышлёныша разговорить, на всю оставшуюся жизнь. А у Маугли в друзьях были звери...

НАПРЯЖЕНИЕ - приведение человеком себя и других в состояние полной боевой, учебной, игровой и деловой готовности для выполнения неких задач, оно его предваряет и сопровождает. Что предполагает тотальную мобилизацию волевых и ментальных, психоморальных и трудовых возможностей всех участников операции. Оно приводит их стремления и мышление, поведение и умения в образцовое положение, повышает их пригодность к применению. Напряжение не позволяет бойцам отвлекаться, разбрасываться, размениваться по мелочам. Чувство натуральной опасности вынуждает тех настораживаться и подтягиваться, собираться и сжиматься в комок. Сосредотачиваться, группироваться, настраиваться, делать стойку и спуртовать на пике приобретённой формы. И чётко взаимодействовать, в объединённой команде, сплочённой вокруг того, кто способен воодушевлять вставших под его знамёна соратников и властно ими управлять.

Способность напрягаться и строго, обязательно соблюдать нужный режим, обостряет восприимчивость, повышает бдительность и ре/активность homo. Подпитывает его самообладание, отменную выдержку, терпение, стойкость и твёрдость. Умение выжидать, быть начеку и, стиснув зубы, таиться до срока, отказывать себе во всём. «Выдерживай и воздерживайся (девиз стоиков)», - Авл Галлий. С тем, чтобы на: раз - два - три - четыре здорово исполнять свой очередной затяжной прыжок. Напряжение укрепляет организованность и дисциплину, - усиливает согласованность действий и самоотдачу. Помогает накапливать, распределять силы, выкладываться в назначенный момент. И преодолевать препятствия через «не могу», на втором дыхании.

Чрезмерное рвение вызывает психическое истощение, нервный срыв. Потому следом за фазой напряжения и возбуждения, подъёма, нагрузки и зарядки следует период расслабления и торможения, спада, разгрузки и разрядки. Восстановление сил проходит через отключение и успокоение, отдых, сон и смену занятий. - Неумение подниматься, по собственной или авторитетной команде: «Тревога! В ружьё!» и напрягаться, для действий по сохранению обретённого и нейтрализации тёмного, удел ненадёжных и необязательных особей. С такими не ходят в разведку. Будем же всегда: «Готовы душой и действием (то есть морально и физически)» - лат. И, конечно, духовно и осознанно. Для достойного исполнения своего человеческого долга. «Через весь океан,/ Сквозь любой ураган/ Возвратятся домой корабли!».

Укрепляют нас и религии как великие культурологические мифы.

ЧУВСТВА позволяют homo испытывать раздражения и воздействия и воспринимать всё с помощью природных органов: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, их обостряющих устройств. И формировать сенсорный образ окружающего мира, а также адекватно реагировать на происходящие в том (в нём самом) изменения. Словом, сопереживать, выказывать сомнения и обмениваться свежими впечатлениями. И налаживать с людьми и со средой соответственные отношения. Непосредственное изучение действительности считается исходным пунктом познания. «Если чувства не будут истинными, то и весь наш разум окажется ложным» (Лукреций). А за ощущениями и мышлением обманут нас и предрешения со свершениями?

Определяют поведение живых людей безусловные, врождённые, и условные, приобретённые, рефлексы, - невольные реакции на нервные раздражения, а также инстинкты, - подсознательные чувства. Крайние из них: инстинкт самосохранения, какой вынуждает нас осторожничать и остерегаться, и голод + позыв продолжения рода, заставляющие, нас же, лезть на рожон и «в непобедимом страхе» бросаться в чужие объятия. То есть чувственно-эмоциональная сфера, со всеми её разногласиями, выражает симпатии и антипатии. Протекающие в человеке интерактивные, одобрительные и обвинительные процессы (влечения и обличения) сочетаются в диски, - пропитанные противными сантиментами. От любви и долга, совести и стыда до ненависти, корысти, зависти, мести. Диски - наши гироскопы, которые помогают нам сохранять положенную устойчивость.

Выходит, что неосознанные, инстинктивно-рефлекторные ре/акции есть заправские организаторы и стабилизаторы, координаторы и регуляторы контактов меж людьми. Они проверяют, поправляют и оправдывают их взаимное положение и отношения. Охватывающие нас самочувствия и сочувствия обуславливают порядок нашего кружения-сближения. За всю этику и эстетику отвечают психические, эмпирические, магнетические проявления. - «Дорогая, сядем рядом,/ Поглядим в глаза друг другу./ Я хочу под кротким взглядом/ Слушать чувственную вьюгу» (Есенин).

... Смешанные чувства и эмоции определяют наше благосостояние и всё существование. Они укрепляют притягательные связи, и подводят под них: необходимую и существенную, устойчивую и повторяющуюся, морально-правовую базу. - Вынуждая повязанных ими землян соблюдать обязывающие их правила. И, сопереживая, жить в согласии

РЕЧЬ в указанной сфере выступает как форма восприятия, наследования и сбережения, обмена, умножения и передачи потомкам психосоциального и нравственного опыта людей, отражаемого в традициях и законах. Служит им средством для выражения впечатлений, инструментом само/организации и коммуникации, воздействия, взаимодействия, управления и общения. «С кем мне поделиться/Той грустной радостью, что я остался жив?» (Есенин). Речь освящает состояние контактов, связей и сношений, она их контролирует и регулирует. + Помогает сотрудничеству, кооперации и консолидации самых разнообразных учреждений и общественных объединений. Она оправдывает встречи, свидания и расставания: сошлись или не сошлись характерами. Вплоть: «Когда меня ты позовёшь, -/ Боюсь, тебя я не услышу»…

Складная речь позволяет советоваться, судиться-рядиться, находить общий язык, притворяться человеком и договариваться. Надобна она для бесед с одушевляемой нами природой и той обитателями: «На её пути/ Горы и моря, /Ты лети, лети, /Ласточка моя!». - Для переговоров с богом и совестью: «и тихонько крестилась рука». Речь это и форма одежды произведения, основа его построения. И, конечно, она есть средство для выражения чувств и треволнений героев величайших творений. Их авторы - гении телепатии. Они добираются до нас «через миры и века», и заставляют выступать соучастниками злоключений их персонажей. "Что это? Как это? Неужель мы разбиты?/Сумрак голодной волчицей выбежал кровь зари лакать./О эта ночь! Как могильные плиты,/По небу тянутся каменные облака" (Есенин).

Мир людей, это система жёстких социально-ритуальных условностей, жертвами которых герои становятся. Жалея тех, и трогая внимающих, проникновенными речами о бытии и смерти, долге и служении, о любви и измене, творцы очеловечивают смену нетленными опусами и обеспечивают связь времён, - преемственность поколений. Слово ранит и лечит. Павлов называет его «самым мощным раздражителем на свете». Когда оно звучит в устах артиста. И блаженного юродивого, лирика-мазохиста, заставляющего нас содрогаться в сострадательном ознобе своими речами. С причитаниями, завываниями и само/бичеваниями. «Быть поэтом - это значит то же,/ Если правды жизни не нарушить,/Рубцевать себя по нежной коже,/Кровью чувств ласкать чужие души» (Есенин). До ответной душевной кровушки…

Организация упорядочивает человеческую психосоциальную сферу.

суббота, 8 августа 2020 г.

HOMO QUADRATUS. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

СОДЕРЖАНИЕ - единство всех основных элементов объективного целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в разной форме и неотделимое от неё. Содержит в себе и приобретаемое землянами знание о необъятном мире, которое даёт рациональное объяснение происходящим в нём явлениям, процессам и событиям. Ведь - «К неизвестному нет влечения (то есть не желают того, чего не знают)», - Овидий. Содержание и является вместилищем различных сведений, а их миссия, делать более осмысленной жизнь и деятельность людей. Содержательное, - истинное и наполненное глубоким внутренним смыслом знание, информация есть важнейший ресурс, оно же средство, которое обеспечивает человеку и человечеству полноценное существование. Поэтому: «что делать, чем заниматься?» - «Содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний» [3].

Значимое содержание выводит пытливых людей на законы мироздания, и подводит под наше бытие и сознание фундаментальное основание. Чтобы жить содержательной жизнью, чел постоянно подзаряжается и пополняется новыми знаниями, удовлетворяя влечение к постижению неведомого, в ходе разнообразных занятий. «Без занятий жизнь пуста (лишена содержания)» - Цицерон. Осмысление, в процессе изучения, сложных явлений, выяснение, с помощью разума, их назначения и выведение о них достоверных заключений повышает информированность человека. Параллельно сведения развивают его когнитивные, интеллектуальные навыки и умения. - Грандиозные замыслы и намерения просто так не рождаются. Чтобы выбирать верный жизненный курс, поправлять и претворять его, надо быть в курсе многого. Немало в себе данных аккумулировать, а также содержимым оперировать.

Всю свою сознательную жизнь homo смышлёный постигает бездонный и бескрайний мир идей, явлений и процессов (отношений), выражаемых в сообразных движениях, осваивает потребное содержание. Побуждают его к системной умственной работе, по изучению и осмыслению, выяснению и уточнению, углублению и накоплению знаний его, расширяющиеся, словно Вселенная потребности, возможности, способности. Процесс поглощения нового содержания, как пищи для размышлений (им насыщения и утоления информационного голода), того усвоения и сохранения, сопровождается его извлечением и применением по назначению. Нельзя жить бессодержательной жизнью, не загружая мозг работающими знаниями. Однако обскуранты, чей рассудок разъедают предрассудки, шарят в науке и образовании.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА, как плод и детище содержания, есть соображающий орган человека, в основе которого, – мыслительное, когнитивное, рациональное, познавательное, ментальное начало. Делает homo способным к самообучению и постижению мира и получению о нём и о себе верных сведений, осознанному их усвоению, обновлению и пополнению. Пригодным к абстрактной, аналитической и логической деятельности по осмыслению сущности исследуемых явлений. Что и делает кадра готовым к разумной жизни, какая проявляется в культуре мышления, отражающего действительность в понятиях, суждениях и умозаключениях. «Я мыслю, следовательно, я существую (живу)» - Декарт. Разумение последовательно думать и рассуждать позволяет индивиду воссоздавать, в сознании события и процессы, раскладывать их на ключевые элементы, и всё сопоставлять. И, проникаясь, искомое выяснять, - и сообразно этому действовать.

Интеллект делает homo sapiens/a способным обобщать постигаемые данные, понимать познаваемое и всесторонне его характеризовать. Реально осознавать свои знания и силы, правильно их распределять и рационально применять. Благо, - «Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины» (Цицерон). Он действует по старой схеме: «живое созерцание - абстрактное мышление - практика», являющей, у Ленина, «диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Обогащение ученика сведениями о содержании процессов, происходящих в природе, обществе и в нём самом, повышает сметливость его разума. Желание добывать более разнообразную и основательную информацию, обрабатывать её, сворачивать и сберегать. С тем, чтобы, когда данная, драгоценная, понадобится, оперативно её доставать и взбадривать, оживлять и креативно употреблять, поскольку -

Дока Цицерон: «Необходимо не только овладевать мудростью, но и уметь пользоваться ею». Добываемые сведения, а также развиваемые, в процессе познавательных действий с теми, умственные, интеллектуальные разумения, позволяют землянам постигать закономерности движения идеальных и рациональных, психосоциальных и материальных объектов, вещей. И разворачивать мировоззренческую, исследовательскую, поведенческую и внедренческую, словом, - преобразовательную деятельность по «эксплуатации» приобретаемого содержания. Интеллект нужно развивать. «Не бывало великого ума без примеси безумия» (Сенека). Какой обостряет остроумие? Умение работать с категориями лингвистики, логики, риторики и математики, как «гимнастики для ума», правильно рассуждать, расширять и углублять свои знания и мысли, делает людей всесильными.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, способность человека, изучая, познавая, вникая и выясняя, очень многое знать и понимать. Быть осведомлённым, сведущим, компетентным, эрудированным в разных областях, - владеть необходимыми сведениями. + Иметь обширные и обстоятельные сообщения о важнейших достижениях в отдельных сферах деятельности; слыть знатоком своего дела, хобби, досконально в нём разбираться. В идеале, быть подкованным на все четыре начальных «копыта» энциклопедистом, иметь об основном своё: мнение, суждение, впечатление, представление. Копить информацию о духовных и ментальных, социально-моральных и функциональных процессах и проявлениях. Как стержень информационных технологий, веды высвечивают, - в строгих ЦСОМ/подробностях, метаморфозы света. Ведь: «Природу побеждают только, повинуясь её законам» (Ф.Бэкон).

Кто располагает ценной информацией, тот всегда в теме. Осведомлён, значит, - вооружён. Повышает эрудицию homo: императивное и когнитивное, интерактивное и креативное, объёмное видение. Он овладевает сведениями в ходе живого общения и постижения мира, с помощью людей, учебников и приспособлений. Он черпает знания из самых разных источников: из книг и библиотек, СМИ, кино, театров, музеев, архивов. Из Интернета, - бойкого осведомителя обо всех культурно-исторических достижениях человека и человечества, какие имеются в от/крытом и бес/корыстном доступе. Усиливает информированность умение извлекать "заначки" из недр мозга и увязывать их (в мыслях и действиях) с новыми сообщениями. Важно также осознано полировать устную и письменную речь об оселок слов и терминов, понятий и категорий генеральных наук, дисциплин, предметов.

«Неизвестное страшит» (лат.). - Познанное homo выделяет и осмысляет, проявляет и потребляет. Все данные - ядерное топливо для ума, они им расщепляются и, при сведении сведений, обобщаются и обогащаются. Знания ускоряют мыслительные реакции, повышают культуру ментального труда чела. Они делают его рассудительным, сообразительным и вычислительным рационалистом, способным постигать сущность явлений и давать практико-ориентированные заключения; - Способным запоминать информацию, и её вспоминать, воссоздавать в сознании прежний опыт, образы, впечатления. «Мы знаем столько, сколько удерживаем в памяти» (лат.), в ней содержим. Однако: «Память слабеет, если её не упражняешь» (Цицерон). - «Вспомнил, вспомнил!» - закричал он в страшном веселье» (Петро у Гоголя).

(САМО)ОБУЧЕНИЕ - есть приобщение всех детей к информационным и познавательным затеям людей. Постижение ими света (и самих себя), через получение и приобретение сведений, их переосмысление и употребление. Всё своё сознательное существование человек учит(ся) или переучивает(ся) и насыщает(ся) значимыми знаниями. - «Науки юношей питают» (Цицерон). Скобки в понятии означают, что по жизни sapiens по-разному питается. В детстве его учат уму-разуму родители, старшие, учителя: «С кем поведёшься, от того и наберёшься»; в молодости изучает мир сам; в зрелые годы делится своими познаниями и способами их истязания с новыми людьми; ближе к финишу, - его опять профилируют: «Дурачина ты, простофиля!»

Сущность всякого учения состоит в усвоении учащимися воззрений и сведений, советов и умений учителя, - способного их теми заряжать и загружать, заражать и снаряжать. Как руководствами к действиям. Дети учатся в разнообразных заведениях. Особое место занимает школа, питомник по взращиванию новых поколений. И если «Ум человека питается учением и мышлением» (Саллюстий), законы обучения умоляют ученика: овладевать азами теории и практики познания, навыками самообразования. А педагога - отбирать к любым урокам наиболее существенные сведения и преподавать их всем питомцам в определённой, - пространственной, временной и логической последовательности. Соблюдать принцип доступности и преемственности, - для чего ссылаться на ранее пройденное и общеизвестное, придавая учебно-питательному процессу поступательно-вращательный характер;

+ Опираться на пытливость, любознательность, сообразительность и личный опыт учащихся. Учить их самим находить и присваивать необходимое содержание. И эффективно применять понятия и категории, закономерности конкретных дисциплин. Предлагать сменщикам разнообразные и занятные, специальные и универсальные задания. Повышать значительность, объём и сложность подбрасываемых всем, озадачивающих «затравок» и заготовок, способных усиливать их интуитивные, когнитивные, коммуникативные и креативные способности. Вот так учителя разворачивают систему развивающего обучения, вовлекают учащихся в захватывающий процесс совершенствования. «Нет ничего более приятного для человеческого разума, чем учение (познание)» - лат. Что учит в охотку учиться: задаваться и дознаваться, отдаваться - и очень многого добиваться.

ОСМЫСЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ есть подетальное и доскональное изучение и определение всех особенностей познаваемых нами вещей. Через осознанное проникновение в их глубинную сущность, и получение о них достоверных сведений, - цели поисковой деятельности людей. Осмыслить нечто, значит, выяснить, с опорой на противоречивую информацию и на теорию научного познания, на свой интеллект и опыт, его объективный смысл. Погружение в предмет исследования заставляет отвлечься от мелочей и выявить источники, которые сообщают ему движение. А также понять, объяснить и описать его реальное назначение. - Осмысление предполагает воображаемое расчленение проявления на значимые компоненты и тех постижение через всесторонний анализ и сопоставление множеств задорных различий и сговорных подобий. С последующим их воссоединением, - для возвращения процесса в исходное положение. Чтобы в искомом всё срослось, ожило и завелось.

Вот почему этой процедуре нужен: «Проницательный ум. Остроумие» (лат.). Разумение sapiens/a мыслить, - раскидывать мозгами и анализировать и прилично шевелить извилинами и синтезировать. Осмысление явлений и выяснение их внутренней сути, совершенствует рассудительность человека. Развивает его рациональное, абстрактно-логическое мышление, способность препарировать и интегрировать сложные процессы, критически подходить к сомнительным сведениям. – Использовать прогностические и эвристические методы. Всё, что активизирует его разумение сравнивать и выявлять отличия и сходства. - Аналитическое и стереоскопическое рассмотрение позволяет находить, разносить и сводить те сущностные противоречия, какие являются истинными причинами любых изменений.

«Тот, кто хорошо выявляет различия, тот хорошо учит» (лат.). Ибо учит отделять «зёрна от плевел». Учит мыслить по аналогии и увязывать подобия. «Для понимающего достаточно и немногого (чтобы разобраться в чём-либо)» - лат. И собрать его. Мы учимся познавать и называть основные свойства явлений, определять их состав и строение и давать им конкретную характеристику. Совершенствуем умение вычленять в информации главное, существенное и необходимое, - общее, особенное и частное. Осуществляем серьёзные измерения, расчёты и вычисления. Учимся приводить примеры и доказательства, решать задачи и уравнения, высказывать суждения, делать выводы и заключения. Разрабатывать проекты и сочинения. Неспособность к всестороннему (пере)осмыслению и к развёрнутому разъяснению явлений – особенность верхоглядов, пускающих пузыри, при погружении.

МИР в середине обозначает, что объектом изучения, источником знаний и пищей для мышления человека является существующий независимо от него и перманентно развивающийся микро и макро свет, и осуществляемые в нём естественные процессы. Мир устремлений, проявлений, укреплений и тех выражающих преодолений, - от простого перемещения до превращения, преобразования и преображения. Предметом усвоения является идеальный, материальный и социальный свет природы и людей и делаемых ими вещей, - объективная  действительность. Как реальность, данная нам в ощущениях, восприятиях и представлениях, и отражаемая нашим сознанием в понятиях, суждениях и умозаключениях. А также, - в порождаемых богатым воображением прозорливцев идеях и воззрениях, убеждениях и намерениях, планах и решениях. В их замечательных претворениях. «Мир держит всё в своих объятиях» (Цицерон). - Во всеобщих ЦСОМ/объятиях.

Объектом нашего познания является совокупность всех форм материи во всём её сложнейшем многообразии, вся необъятная, разбегающаяся Вселенная. И мать-Земля, её география и недра, живая и не очень природа, растительный и животный мир, население планеты. И земная ноосфера, как среда обитания и деяний землян, их и всего в ней тесное и взаимосвязанное взаимодействие. Вывод: «Предметом учебной деятельности… выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий» [3]. Родители и педагоги являются здесь первыми посредниками между любознательным малышом и занимательной стихией. Научив ребёнка учиться, они помогают ему запустить маховик саморазвития. Не заразив тягой к учению, стопорят его поступательное продвижение.

Смертных всегда интересовало происхождение, строение и принцип действия всего на свете. В частности, что было с миром до и после Большого Взрыва и что станет с ним потом. А нам занятен сам человек, - эта зубастая и задорная, головастая и резонная, глазастая и сенсорная, рукастая и проворная, саморазвивающаяся биосистема. И все, происходящие в ней, активные и когнитивные, адаптивные и ре/продуктивные процессы. Главным учением на Земле было, есть и будет то, что разведывает верные сведения о homo и его подвигах. И те: «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать, что творит и приносит природа» (Ф.Бэкон). - Приносит вселенская ЦСОМ/природа. Не желаем кропотливо вникать и углубляться и познавать мироздание и самих себя, пребываем в подвешенном состоянии.

ЗНАНИЯ-ВЕДЫ есть удостоверенный логикой разума и перепроверенный практикой результат процесса познания света, и его адекватное отражение в нашем сознании в виде теорий и законов. Теория - это система принципов, идей, которые обобщают практический опыт и отражают закономерности природы, общества и мышления (у Ожегова). А обращающий теорию в науку закон, есть необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся, объективное отношение между проявлениями и тех свойствами (помнится с яслей). Для новых поколений знания, веды, как откровение, это и объект изучения. Являет собой целостную систему опорных и непреложных фактов, истин и правил. Их ученики постигают и обстоятельно в них разбираются, с ними считаются. И закладывают в основу всей своей жизни и деятельности. - «Я думаю:/ Как прекрасна/ Земля/ И на ней человек» (Есенин).

Веды обозначают «знания», как в древнеиндийском, - так и в заповедном белорусском языке. Мова подтверждает этим Словом свои индоевропейские корни. Пускай оно на модель работает. «Знание есть ни что иное, как образ истины» (лат.). Познания - выразители содержания, их накопителя в нашем сознании и в различных источниках. - Homo состоит на содержании у всё ему объясняющего знания. Веды развивают наше мышление и влияют на поведение. Они ведут нас по жизни, и делают людьми. Поправим Ленина: «Человеком можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество». Метафизических и рационалистических, демократических и реалистических ценностей, испытанных не демагогическими, - технологическими тестами.

Всю жизнь homo sapiens пополняет свой банк данных и обогащается новыми знаниями, вкладывает в дела нарастающий «золотой запас». «Наука - это клад (дословно: богатство в знаниях), и учёный (знающий человек) никогда не пропадёт» (Петроний). Главная задача старших: учить малых, младших доставать собственными ЦСОМ/неводами из пенного океана информации потребные сведения, их процеживать и прессовать в цельные концепты, пригодные к употреблению. Не надеясь на золотых рыбок. «Знание - сила». Ибо «Знания и могущество человека совпадают» (Ф.Бэкон). Непосвящённый плодит проблемы, а перекормленный сообщениями не в силах эффективно их применить. Извилины его мозга забиты и непроходимы. Даёшь яркие веды: аппетитные, питательные, перевариваемые и усвояемые!

ВЫЯСНЕНИЕ есть процесс всестороннего переосмысления и уразумения человеком содержания распознаваемых явлений. Чтобы понять и объяснить неизвестное, он добирается до его внутренней сути и вскрывает механизм его зарождения и развития, ибо «Настоящее знание - это знание причин» (лат.). Процесс предполагает мысленное разделение явления на отдельные детали и элементы и доскональное их изучение, включая важные связи и отношения. Надёжным средством для выяснения трений, между частями постигаемого объекта, служит подробный анализ (дедукция), - способ исследования через тщательное рассмотрение его различных признаков, свойств. И разборчивая абстракция, - обособление от побочных аспектов событий и предметов, для вычленения и сопоставления их самых существенных сторон.

Умение, при выяснении, находить контрастные факторы в развитии явлений позволяет homo разводить те противоположности, взаимодействие которых обуславливает ключевые метаморфозы. И осуществлять грамотный «разбор полётов», состоящий из многих манёвров. - Владение мастерством анализа и абстракции помогает нам проникать в сущность сложных вещей и выявлять причинно-следственные связи, приводить их в стройную систему и выходить на законы движения. И, подтверждая предположения, обращать гипотезы в непреложные положения. «Высший пилотаж» в серьёзном исследовании диалектическое мышление, какое помогает обнаруживать и распутывать многосложные и причудливо переплетённые, «скрытные» противоречия, глубинные источники всех изменений. А затем все эти хитросплетения и задиристые взаимозависимые движущие силы вновь сплетать в единый и органичный процесс. Так, чтоб не оставалось «лишних» частей.

Ярко мыслить и выяснять, значит, выискивать всё новые связи и соединять, вроде бы, совершенно несовместимые детали. Глубокий и многосторонний, - поэлементный анализ + смелая абстракция и всё воссоединяющий синтез = сведение и включение, в процесс, самого необходимого, позволяет овладеть истиной. Главное здесь: умение отбирать и задействовать узловые данные и учитывать и соблюдать основные условия и правила. И, с опорой на те же основания, перепроверять правильность выполнения заданий. Не допускать подмены понятий: «Называть вещи их именами». Усиливать стеническое и критическое, стоическое и техническое мышление. Всем всё ясно? «Тот,/ кто постоянно ясен, -/ тот,/ по-моему,/ просто глуп» (Маяковский).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, - как утверждение и вывод, есть следствие осмысления и выяснения человеком имманентных особенностей познаваемых явлений, процессов, событий; это теоретическое обобщение практического опыта. Положение, которым он нечто устанавливает и удостоверяет. Это суждение, его истинность подтверждают логика мышления и технология применения. Достоверность заключения подкрепляют обстоятельные аргументы и факты, измерения и вычисления, эксперименты и весомые доводы и доказательства. Оно подводит закономерный итог исследованию, свидетельствует о том, что homo основательно всё рассмотрел. И с помощью системы взаимосвязанных рассуждений выходит на безусловное и обоснованное определение.

Заключение констатирует, что достигнута важнейшая цель познания - найдена истина, как верное отображение, в человеческом сознании, того, что существует объективно. И правда, везде соответствующая реальному положению вещей. Тем более, - «Истина обнаруживает много признаков (по которым её можно распознавать)» - Ливий. Способность находить ответ, выискивая его, как необходимое обоснование, знание, из массы случайных и противоречивых сведений о состоянии и развитии процессов и про/явлений, позволяет делать правильные выводы. И удостоверять и формулировать их, с помощью сообразных, заключающих обозначений. Которые только на миг прерывают перманентную работу мозга, сознания. Ведь через постижение относительной истины земляне стремятся к абсолютной, - являющей собой высший идеал. В форме «полной и безоговорочной», окончательной, исчерпывающей и проверенной информации, - про всё на свете.

Но поскольку обозначенный идеал недостижим, - из-за пространственно-временной бесконечности, изменчивости мира, у пытливых нет пределов для самосовершенствования. Обоснованное заключение, как следствие многих разборок, сборок и прогонов явлений, содержит ответы на поставленные исследователями вопросы, и предложения по их применению. Что ложатся в основу принимаемых людьми нацеленных решений. Неумение заключать процессы познания и существования загоняет землян в прогностический и логический, психологический и технический тупик. Выход: в активных познавательных действиях, что успевают за непрерывными изменениями. Четырёхмерному человеку перманентное постижение света обеспечивает цельная система задорного воображения и бесспорного соображения, просторного расположения и плодотворного преображения.

РАЗУМ, как источник сознательной, рациональной, содержательной жизни, есть рассудок, интеллект человека, делающий его способным логически и творчески мыслить, думать, рассуждать. Он обращает его в homo sapiens, в существо разумное, обладающее мышлением, что позволяет ему познавать мир (и самого себя). Постигать сущность процессов, событий и явлений, вскрывать и понимать закономерности, диалектику изменений, брать её на вооружение. Главное качество сметливого землянина: умение отвлекаться от суетного, погружаться в познавательную бездну и загружать свой мозг, сознание, память разнообразной информацией. И её осмыслять и выяснять важные детали. А затем всплывать, освобождаясь от балласта, и составлять связный баланс. Разум позволяет нам всесторонне анализировать изучаемое, абстрагировать необходимое от всего случайного, определённым образом его компоновать и применять на практике получаемые результаты.

Разум отвечает за информированность, компетентность, эрудицию homo. За способность проникать в предмет исследования, - чётко взвешивать и соображать, во всём разбираться. Выявлять причинно-следственные связи и взаимоотношения, и на них опираться. «Раздумье научает смертных разуму» (Публилий Сир). Превращая их в реалистов, способных «жить своим умом». Добываемые и обновляемые веды + умение ими распоряжаться, наполняют жизнь людей нужным содержанием, и подводят под их бытование разумное основание. Козырь смышлёного человека: его склонность к самоанализу. К ясному осознанию собственных побуждений, утверждений, обсуждений, насаждений.  «Ум – бог для каждого» (Гераклит). «Не дай мне бог сойти с ума» (Ас Пушкин). Ибо, когда Он хочет умников наказать, то сразу разум отнимает. А без котелка, кому ты что расскажешь и докажешь?

Перманентное осмысление информации повышает степень и полноту, глубину и прочность её усвоения. Работа интеллекта по уяснению явного содержания помогает нам пополнять свой багаж знаний и рационально его применять: многое замышлять и реально всё осуществлять. Разум настолько усиливает мощь трансцендентального начала, что: «Ум двигает массу (то есть мысль приводит в движение материю)» - Вергилий. Потенциал мозга колоссален. Означенный процессор способен добывать и обрабатывать данные, их кристаллизовать и материализовать. - Посредством четвёрочных умений. = «С точки зрения менеджмента, лучшая покупка – это мозг по любой цене» (Малкольм Форбс). Указанный компетентный орган вытворяет всё: намечает, освещает, отвечает, воплощает. Чрезмерная нагрузка на мозг «ум за разум заводит», скромная ослабляет его. «Слабоумие страшнее всякого увечья» (лат.). «Сон разума порождает чудовищ» (Гойя).

РЕЧЬ в названной сфере выступает как выразитель мыслящих людей, их интеллектуального и познавательного опыта, как носитель и интерпретатор, распространитель и популяризатор информации. - Как средство постижения, переосмысления и обновления, накопления и сохранения в памяти, устных и письменных источниках (записывающих устройствах) приобретённых знаний. Они формулируются, регистрируются и транслируются, на различных языках, с помощью системы знаков, сигналов и символов (буквенных, цифровых и графических), словесных, текстовых и грамматических форм. Эти сведения и сообщения пересказываются и перепроверяются, уточняются, расширяются и углубляются, насыщаются и обогащаются. И передаются новым поколениям как содержательное и существенное, фундаментальное наследие.

Развитие способности детей расшифровывать мудрёные письмена, читать и понимать, заполняемую и возобновляемую различными цивилизациями, Большую Книгу Знаний, осознанно её излагать и применять, составляет основу системного образования. Поэтому у тех, кто учит малых жить: «Речь, пекущаяся об истине, должна быть простой и безыскусной» (Сенека). Точной, логичной, разборчивой, лаконичной. Как толковый информатор и действенное средство приёма, использования и передачи: астрального и ментального, психосоциального и функционального опыта планетных жителей, речь выступает для ребёнка в роли главного путеводителя. Она знакомит его со знаковыми открытиями, которые послужат ему первыми указателями, для гонок по извилисто-ухабистым жизненным дорогам. Если «нужные книги ты в детстве читал» (Высоцкий). И всё усекал.

Средство познания, - чёткая и внятная, глубокая и понятная, складная и грамотная речь содействует развитию интеллектуальных умений, повышает ментальные способности, культуру умственного труда, объективность наших выводов. Да и классная работа разума, ассоциативное и образное мышление, говорение про себя улучшают речь. Делают её ясной, связной и стройной, информативной, осмысленной и вразумительной. Ведь: «Когда ум овладел предметом, слова сами приходят» (Сенека). + «Письмо развивает искусство владения словом» (Цицерон). + Осознанное чтение и пересказ, изложение и сочинение. Богатая речь у тех разумников, кто много мозгует и толкует. А бедная, чей словесный запас скуден. «Никто не может хорошо сказать того, чего не знает» (лат.). Особенно, когда не знает, да ещё забудет…

Содержание питает данными интеллектуальную сферу.