суббота, 8 августа 2020 г.

HOMO QUADRATUS. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

СОДЕРЖАНИЕ - единство всех основных элементов объективного целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в разной форме и неотделимое от неё. Содержит в себе и приобретаемое землянами знание о необъятном мире, которое даёт рациональное объяснение происходящим в нём явлениям, процессам и событиям. Ведь - «К неизвестному нет влечения (то есть не желают того, чего не знают)», - Овидий. Содержание и является вместилищем различных сведений, а их миссия, делать более осмысленной жизнь и деятельность людей. Содержательное, - истинное и наполненное глубоким внутренним смыслом знание, информация есть важнейший ресурс, оно же средство, которое обеспечивает человеку и человечеству полноценное существование. Поэтому: «что делать, чем заниматься?» - «Содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний» [3].

Значимое содержание выводит пытливых людей на законы мироздания, и подводит под наше бытие и сознание фундаментальное основание. Чтобы жить содержательной жизнью, чел постоянно подзаряжается и пополняется новыми знаниями, удовлетворяя влечение к постижению неведомого, в ходе разнообразных занятий. «Без занятий жизнь пуста (лишена содержания)» - Цицерон. Осмысление, в процессе изучения, сложных явлений, выяснение, с помощью разума, их назначения и выведение о них достоверных заключений повышает информированность человека. Параллельно сведения развивают его когнитивные, интеллектуальные навыки и умения. - Грандиозные замыслы и намерения просто так не рождаются. Чтобы выбирать верный жизненный курс, поправлять и претворять его, надо быть в курсе многого. Немало в себе данных аккумулировать, а также содержимым оперировать.

Всю свою сознательную жизнь homo смышлёный постигает бездонный и бескрайний мир идей, явлений и процессов (отношений), выражаемых в сообразных движениях, осваивает потребное содержание. Побуждают его к системной умственной работе, по изучению и осмыслению, выяснению и уточнению, углублению и накоплению знаний его, расширяющиеся, словно Вселенная потребности, возможности, способности. Процесс поглощения нового содержания, как пищи для размышлений (им насыщения и утоления информационного голода), того усвоения и сохранения, сопровождается его извлечением и применением по назначению. Нельзя жить бессодержательной жизнью, не загружая мозг работающими знаниями. Однако обскуранты, чей рассудок разъедают предрассудки, шарят в науке и образовании.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА, как плод и детище содержания, есть соображающий орган человека, в основе которого, – мыслительное, когнитивное, рациональное, познавательное, ментальное начало. Делает homo способным к самообучению и постижению мира и получению о нём и о себе верных сведений, осознанному их усвоению, обновлению и пополнению. Пригодным к абстрактной, аналитической и логической деятельности по осмыслению сущности исследуемых явлений. Что и делает кадра готовым к разумной жизни, какая проявляется в культуре мышления, отражающего действительность в понятиях, суждениях и умозаключениях. «Я мыслю, следовательно, я существую (живу)» - Декарт. Разумение последовательно думать и рассуждать позволяет индивиду воссоздавать, в сознании события и процессы, раскладывать их на ключевые элементы, и всё сопоставлять. И, проникаясь, искомое выяснять, - и сообразно этому действовать.

Интеллект делает homo sapiens/a способным обобщать постигаемые данные, понимать познаваемое и всесторонне его характеризовать. Реально осознавать свои знания и силы, правильно их распределять и рационально применять. Благо, - «Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины» (Цицерон). Он действует по старой схеме: «живое созерцание - абстрактное мышление - практика», являющей, у Ленина, «диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Обогащение ученика сведениями о содержании процессов, происходящих в природе, обществе и в нём самом, повышает сметливость его разума. Желание добывать более разнообразную и основательную информацию, обрабатывать её, сворачивать и сберегать. С тем, чтобы, когда данная, драгоценная, понадобится, оперативно её доставать и взбадривать, оживлять и креативно употреблять, поскольку -

Дока Цицерон: «Необходимо не только овладевать мудростью, но и уметь пользоваться ею». Добываемые сведения, а также развиваемые, в процессе познавательных действий с теми, умственные, интеллектуальные разумения, позволяют землянам постигать закономерности движения идеальных и рациональных, психосоциальных и материальных объектов, вещей. И разворачивать мировоззренческую, исследовательскую, поведенческую и внедренческую, словом, - преобразовательную деятельность по «эксплуатации» приобретаемого содержания. Интеллект нужно развивать. «Не бывало великого ума без примеси безумия» (Сенека). Какой обостряет остроумие? Умение работать с категориями лингвистики, логики, риторики и математики, как «гимнастики для ума», правильно рассуждать, расширять и углублять свои знания и мысли, делает людей всесильными.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, способность человека, изучая, познавая, вникая и выясняя, очень многое знать и понимать. Быть осведомлённым, сведущим, компетентным, эрудированным в разных областях, - владеть необходимыми сведениями. + Иметь обширные и обстоятельные сообщения о важнейших достижениях в отдельных сферах деятельности; слыть знатоком своего дела, хобби, досконально в нём разбираться. В идеале, быть подкованным на все четыре начальных «копыта» энциклопедистом, иметь об основном своё: мнение, суждение, впечатление, представление. Копить информацию о духовных и ментальных, социально-моральных и функциональных процессах и проявлениях. Как стержень информационных технологий, веды высвечивают, - в строгих ЦСОМ/подробностях, метаморфозы света. Ведь: «Природу побеждают только, повинуясь её законам» (Ф.Бэкон).

Кто располагает ценной информацией, тот всегда в теме. Осведомлён, значит, - вооружён. Повышает эрудицию homo: императивное и когнитивное, интерактивное и креативное, объёмное видение. Он овладевает сведениями в ходе живого общения и постижения мира, с помощью людей, учебников и приспособлений. Он черпает знания из самых разных источников: из книг и библиотек, СМИ, кино, театров, музеев, архивов. Из Интернета, - бойкого осведомителя обо всех культурно-исторических достижениях человека и человечества, какие имеются в от/крытом и бес/корыстном доступе. Усиливает информированность умение извлекать "заначки" из недр мозга и увязывать их (в мыслях и действиях) с новыми сообщениями. Важно также осознано полировать устную и письменную речь об оселок слов и терминов, понятий и категорий генеральных наук, дисциплин, предметов.

«Неизвестное страшит» (лат.). - Познанное homo выделяет и осмысляет, проявляет и потребляет. Все данные - ядерное топливо для ума, они им расщепляются и, при сведении сведений, обобщаются и обогащаются. Знания ускоряют мыслительные реакции, повышают культуру ментального труда чела. Они делают его рассудительным, сообразительным и вычислительным рационалистом, способным постигать сущность явлений и давать практико-ориентированные заключения; - Способным запоминать информацию, и её вспоминать, воссоздавать в сознании прежний опыт, образы, впечатления. «Мы знаем столько, сколько удерживаем в памяти» (лат.), в ней содержим. Однако: «Память слабеет, если её не упражняешь» (Цицерон). - «Вспомнил, вспомнил!» - закричал он в страшном веселье» (Петро у Гоголя).

(САМО)ОБУЧЕНИЕ - есть приобщение всех детей к информационным и познавательным затеям людей. Постижение ими света (и самих себя), через получение и приобретение сведений, их переосмысление и употребление. Всё своё сознательное существование человек учит(ся) или переучивает(ся) и насыщает(ся) значимыми знаниями. - «Науки юношей питают» (Цицерон). Скобки в понятии означают, что по жизни sapiens по-разному питается. В детстве его учат уму-разуму родители, старшие, учителя: «С кем поведёшься, от того и наберёшься»; в молодости изучает мир сам; в зрелые годы делится своими познаниями и способами их истязания с новыми людьми; ближе к финишу, - его опять профилируют: «Дурачина ты, простофиля!»

Сущность всякого учения состоит в усвоении учащимися воззрений и сведений, советов и умений учителя, - способного их теми заряжать и загружать, заражать и снаряжать. Как руководствами к действиям. Дети учатся в разнообразных заведениях. Особое место занимает школа, питомник по взращиванию новых поколений. И если «Ум человека питается учением и мышлением» (Саллюстий), законы обучения умоляют ученика: овладевать азами теории и практики познания, навыками самообразования. А педагога - отбирать к любым урокам наиболее существенные сведения и преподавать их всем питомцам в определённой, - пространственной, временной и логической последовательности. Соблюдать принцип доступности и преемственности, - для чего ссылаться на ранее пройденное и общеизвестное, придавая учебно-питательному процессу поступательно-вращательный характер;

+ Опираться на пытливость, любознательность, сообразительность и личный опыт учащихся. Учить их самим находить и присваивать необходимое содержание. И эффективно применять понятия и категории, закономерности конкретных дисциплин. Предлагать сменщикам разнообразные и занятные, специальные и универсальные задания. Повышать значительность, объём и сложность подбрасываемых всем, озадачивающих «затравок» и заготовок, способных усиливать их интуитивные, когнитивные, коммуникативные и креативные способности. Вот так учителя разворачивают систему развивающего обучения, вовлекают учащихся в захватывающий процесс совершенствования. «Нет ничего более приятного для человеческого разума, чем учение (познание)» - лат. Что учит в охотку учиться: задаваться и дознаваться, отдаваться - и очень многого добиваться.

ОСМЫСЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ есть подетальное и доскональное изучение и определение всех особенностей познаваемых нами вещей. Через осознанное проникновение в их глубинную сущность, и получение о них достоверных сведений, - цели поисковой деятельности людей. Осмыслить нечто, значит, выяснить, с опорой на противоречивую информацию и на теорию научного познания, на свой интеллект и опыт, его объективный смысл. Погружение в предмет исследования заставляет отвлечься от мелочей и выявить источники, которые сообщают ему движение. А также понять, объяснить и описать его реальное назначение. - Осмысление предполагает воображаемое расчленение проявления на значимые компоненты и тех постижение через всесторонний анализ и сопоставление множеств задорных различий и сговорных подобий. С последующим их воссоединением, - для возвращения процесса в исходное положение. Чтобы в искомом всё срослось, ожило и завелось.

Вот почему этой процедуре нужен: «Проницательный ум. Остроумие» (лат.). Разумение sapiens/a мыслить, - раскидывать мозгами и анализировать и прилично шевелить извилинами и синтезировать. Осмысление явлений и выяснение их внутренней сути, совершенствует рассудительность человека. Развивает его рациональное, абстрактно-логическое мышление, способность препарировать и интегрировать сложные процессы, критически подходить к сомнительным сведениям. – Использовать прогностические и эвристические методы. Всё, что активизирует его разумение сравнивать и выявлять отличия и сходства. - Аналитическое и стереоскопическое рассмотрение позволяет находить, разносить и сводить те сущностные противоречия, какие являются истинными причинами любых изменений.

«Тот, кто хорошо выявляет различия, тот хорошо учит» (лат.). Ибо учит отделять «зёрна от плевел». Учит мыслить по аналогии и увязывать подобия. «Для понимающего достаточно и немногого (чтобы разобраться в чём-либо)» - лат. И собрать его. Мы учимся познавать и называть основные свойства явлений, определять их состав и строение и давать им конкретную характеристику. Совершенствуем умение вычленять в информации главное, существенное и необходимое, - общее, особенное и частное. Осуществляем серьёзные измерения, расчёты и вычисления. Учимся приводить примеры и доказательства, решать задачи и уравнения, высказывать суждения, делать выводы и заключения. Разрабатывать проекты и сочинения. Неспособность к всестороннему (пере)осмыслению и к развёрнутому разъяснению явлений – особенность верхоглядов, пускающих пузыри, при погружении.

МИР в середине обозначает, что объектом изучения, источником знаний и пищей для мышления человека является существующий независимо от него и перманентно развивающийся микро и макро свет, и осуществляемые в нём естественные процессы. Мир устремлений, проявлений, укреплений и тех выражающих преодолений, - от простого перемещения до превращения, преобразования и преображения. Предметом усвоения является идеальный, материальный и социальный свет природы и людей и делаемых ими вещей, - объективная  действительность. Как реальность, данная нам в ощущениях, восприятиях и представлениях, и отражаемая нашим сознанием в понятиях, суждениях и умозаключениях. А также, - в порождаемых богатым воображением прозорливцев идеях и воззрениях, убеждениях и намерениях, планах и решениях. В их замечательных претворениях. «Мир держит всё в своих объятиях» (Цицерон). - Во всеобщих ЦСОМ/объятиях.

Объектом нашего познания является совокупность всех форм материи во всём её сложнейшем многообразии, вся необъятная, разбегающаяся Вселенная. И мать-Земля, её география и недра, живая и не очень природа, растительный и животный мир, население планеты. И земная ноосфера, как среда обитания и деяний землян, их и всего в ней тесное и взаимосвязанное взаимодействие. Вывод: «Предметом учебной деятельности… выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий» [3]. Родители и педагоги являются здесь первыми посредниками между любознательным малышом и занимательной стихией. Научив ребёнка учиться, они помогают ему запустить маховик саморазвития. Не заразив тягой к учению, стопорят его поступательное продвижение.

Смертных всегда интересовало происхождение, строение и принцип действия всего на свете. В частности, что было с миром до и после Большого Взрыва и что станет с ним потом. А нам занятен сам человек, - эта зубастая и задорная, головастая и резонная, глазастая и сенсорная, рукастая и проворная, саморазвивающаяся биосистема. И все, происходящие в ней, активные и когнитивные, адаптивные и ре/продуктивные процессы. Главным учением на Земле было, есть и будет то, что разведывает верные сведения о homo и его подвигах. И те: «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать, что творит и приносит природа» (Ф.Бэкон). - Приносит вселенская ЦСОМ/природа. Не желаем кропотливо вникать и углубляться и познавать мироздание и самих себя, пребываем в подвешенном состоянии.

ЗНАНИЯ-ВЕДЫ есть удостоверенный логикой разума и перепроверенный практикой результат процесса познания света, и его адекватное отражение в нашем сознании в виде теорий и законов. Теория - это система принципов, идей, которые обобщают практический опыт и отражают закономерности природы, общества и мышления (у Ожегова). А обращающий теорию в науку закон, есть необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся, объективное отношение между проявлениями и тех свойствами (помнится с яслей). Для новых поколений знания, веды, как откровение, это и объект изучения. Являет собой целостную систему опорных и непреложных фактов, истин и правил. Их ученики постигают и обстоятельно в них разбираются, с ними считаются. И закладывают в основу всей своей жизни и деятельности. - «Я думаю:/ Как прекрасна/ Земля/ И на ней человек» (Есенин).

Веды обозначают «знания», как в древнеиндийском, - так и в заповедном белорусском языке. Мова подтверждает этим Словом свои индоевропейские корни. Пускай оно на модель работает. «Знание есть ни что иное, как образ истины» (лат.). Познания - выразители содержания, их накопителя в нашем сознании и в различных источниках. - Homo состоит на содержании у всё ему объясняющего знания. Веды развивают наше мышление и влияют на поведение. Они ведут нас по жизни, и делают людьми. Поправим Ленина: «Человеком можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество». Метафизических и рационалистических, демократических и реалистических ценностей, испытанных не демагогическими, - технологическими тестами.

Всю жизнь homo sapiens пополняет свой банк данных и обогащается новыми знаниями, вкладывает в дела нарастающий «золотой запас». «Наука - это клад (дословно: богатство в знаниях), и учёный (знающий человек) никогда не пропадёт» (Петроний). Главная задача старших: учить малых, младших доставать собственными ЦСОМ/неводами из пенного океана информации потребные сведения, их процеживать и прессовать в цельные концепты, пригодные к употреблению. Не надеясь на золотых рыбок. «Знание - сила». Ибо «Знания и могущество человека совпадают» (Ф.Бэкон). Непосвящённый плодит проблемы, а перекормленный сообщениями не в силах эффективно их применить. Извилины его мозга забиты и непроходимы. Даёшь яркие веды: аппетитные, питательные, перевариваемые и усвояемые!

ВЫЯСНЕНИЕ есть процесс всестороннего переосмысления и уразумения человеком содержания распознаваемых явлений. Чтобы понять и объяснить неизвестное, он добирается до его внутренней сути и вскрывает механизм его зарождения и развития, ибо «Настоящее знание - это знание причин» (лат.). Процесс предполагает мысленное разделение явления на отдельные детали и элементы и доскональное их изучение, включая важные связи и отношения. Надёжным средством для выяснения трений, между частями постигаемого объекта, служит подробный анализ (дедукция), - способ исследования через тщательное рассмотрение его различных признаков, свойств. И разборчивая абстракция, - обособление от побочных аспектов событий и предметов, для вычленения и сопоставления их самых существенных сторон.

Умение, при выяснении, находить контрастные факторы в развитии явлений позволяет homo разводить те противоположности, взаимодействие которых обуславливает ключевые метаморфозы. И осуществлять грамотный «разбор полётов», состоящий из многих манёвров. - Владение мастерством анализа и абстракции помогает нам проникать в сущность сложных вещей и выявлять причинно-следственные связи, приводить их в стройную систему и выходить на законы движения. И, подтверждая предположения, обращать гипотезы в непреложные положения. «Высший пилотаж» в серьёзном исследовании диалектическое мышление, какое помогает обнаруживать и распутывать многосложные и причудливо переплетённые, «скрытные» противоречия, глубинные источники всех изменений. А затем все эти хитросплетения и задиристые взаимозависимые движущие силы вновь сплетать в единый и органичный процесс. Так, чтоб не оставалось «лишних» частей.

Ярко мыслить и выяснять, значит, выискивать всё новые связи и соединять, вроде бы, совершенно несовместимые детали. Глубокий и многосторонний, - поэлементный анализ + смелая абстракция и всё воссоединяющий синтез = сведение и включение, в процесс, самого необходимого, позволяет овладеть истиной. Главное здесь: умение отбирать и задействовать узловые данные и учитывать и соблюдать основные условия и правила. И, с опорой на те же основания, перепроверять правильность выполнения заданий. Не допускать подмены понятий: «Называть вещи их именами». Усиливать стеническое и критическое, стоическое и техническое мышление. Всем всё ясно? «Тот,/ кто постоянно ясен, -/ тот,/ по-моему,/ просто глуп» (Маяковский).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, - как утверждение и вывод, есть следствие осмысления и выяснения человеком имманентных особенностей познаваемых явлений, процессов, событий; это теоретическое обобщение практического опыта. Положение, которым он нечто устанавливает и удостоверяет. Это суждение, его истинность подтверждают логика мышления и технология применения. Достоверность заключения подкрепляют обстоятельные аргументы и факты, измерения и вычисления, эксперименты и весомые доводы и доказательства. Оно подводит закономерный итог исследованию, свидетельствует о том, что homo основательно всё рассмотрел. И с помощью системы взаимосвязанных рассуждений выходит на безусловное и обоснованное определение.

Заключение констатирует, что достигнута важнейшая цель познания - найдена истина, как верное отображение, в человеческом сознании, того, что существует объективно. И правда, везде соответствующая реальному положению вещей. Тем более, - «Истина обнаруживает много признаков (по которым её можно распознавать)» - Ливий. Способность находить ответ, выискивая его, как необходимое обоснование, знание, из массы случайных и противоречивых сведений о состоянии и развитии процессов и про/явлений, позволяет делать правильные выводы. И удостоверять и формулировать их, с помощью сообразных, заключающих обозначений. Которые только на миг прерывают перманентную работу мозга, сознания. Ведь через постижение относительной истины земляне стремятся к абсолютной, - являющей собой высший идеал. В форме «полной и безоговорочной», окончательной, исчерпывающей и проверенной информации, - про всё на свете.

Но поскольку обозначенный идеал недостижим, - из-за пространственно-временной бесконечности, изменчивости мира, у пытливых нет пределов для самосовершенствования. Обоснованное заключение, как следствие многих разборок, сборок и прогонов явлений, содержит ответы на поставленные исследователями вопросы, и предложения по их применению. Что ложатся в основу принимаемых людьми нацеленных решений. Неумение заключать процессы познания и существования загоняет землян в прогностический и логический, психологический и технический тупик. Выход: в активных познавательных действиях, что успевают за непрерывными изменениями. Четырёхмерному человеку перманентное постижение света обеспечивает цельная система задорного воображения и бесспорного соображения, просторного расположения и плодотворного преображения.

РАЗУМ, как источник сознательной, рациональной, содержательной жизни, есть рассудок, интеллект человека, делающий его способным логически и творчески мыслить, думать, рассуждать. Он обращает его в homo sapiens, в существо разумное, обладающее мышлением, что позволяет ему познавать мир (и самого себя). Постигать сущность процессов, событий и явлений, вскрывать и понимать закономерности, диалектику изменений, брать её на вооружение. Главное качество сметливого землянина: умение отвлекаться от суетного, погружаться в познавательную бездну и загружать свой мозг, сознание, память разнообразной информацией. И её осмыслять и выяснять важные детали. А затем всплывать, освобождаясь от балласта, и составлять связный баланс. Разум позволяет нам всесторонне анализировать изучаемое, абстрагировать необходимое от всего случайного, определённым образом его компоновать и применять на практике получаемые результаты.

Разум отвечает за информированность, компетентность, эрудицию homo. За способность проникать в предмет исследования, - чётко взвешивать и соображать, во всём разбираться. Выявлять причинно-следственные связи и взаимоотношения, и на них опираться. «Раздумье научает смертных разуму» (Публилий Сир). Превращая их в реалистов, способных «жить своим умом». Добываемые и обновляемые веды + умение ими распоряжаться, наполняют жизнь людей нужным содержанием, и подводят под их бытование разумное основание. Козырь смышлёного человека: его склонность к самоанализу. К ясному осознанию собственных побуждений, утверждений, обсуждений, насаждений.  «Ум – бог для каждого» (Гераклит). «Не дай мне бог сойти с ума» (Ас Пушкин). Ибо, когда Он хочет умников наказать, то сразу разум отнимает. А без котелка, кому ты что расскажешь и докажешь?

Перманентное осмысление информации повышает степень и полноту, глубину и прочность её усвоения. Работа интеллекта по уяснению явного содержания помогает нам пополнять свой багаж знаний и рационально его применять: многое замышлять и реально всё осуществлять. Разум настолько усиливает мощь трансцендентального начала, что: «Ум двигает массу (то есть мысль приводит в движение материю)» - Вергилий. Потенциал мозга колоссален. Означенный процессор способен добывать и обрабатывать данные, их кристаллизовать и материализовать. - Посредством четвёрочных умений. = «С точки зрения менеджмента, лучшая покупка – это мозг по любой цене» (Малкольм Форбс). Указанный компетентный орган вытворяет всё: намечает, освещает, отвечает, воплощает. Чрезмерная нагрузка на мозг «ум за разум заводит», скромная ослабляет его. «Слабоумие страшнее всякого увечья» (лат.). «Сон разума порождает чудовищ» (Гойя).

РЕЧЬ в названной сфере выступает как выразитель мыслящих людей, их интеллектуального и познавательного опыта, как носитель и интерпретатор, распространитель и популяризатор информации. - Как средство постижения, переосмысления и обновления, накопления и сохранения в памяти, устных и письменных источниках (записывающих устройствах) приобретённых знаний. Они формулируются, регистрируются и транслируются, на различных языках, с помощью системы знаков, сигналов и символов (буквенных, цифровых и графических), словесных, текстовых и грамматических форм. Эти сведения и сообщения пересказываются и перепроверяются, уточняются, расширяются и углубляются, насыщаются и обогащаются. И передаются новым поколениям как содержательное и существенное, фундаментальное наследие.

Развитие способности детей расшифровывать мудрёные письмена, читать и понимать, заполняемую и возобновляемую различными цивилизациями, Большую Книгу Знаний, осознанно её излагать и применять, составляет основу системного образования. Поэтому у тех, кто учит малых жить: «Речь, пекущаяся об истине, должна быть простой и безыскусной» (Сенека). Точной, логичной, разборчивой, лаконичной. Как толковый информатор и действенное средство приёма, использования и передачи: астрального и ментального, психосоциального и функционального опыта планетных жителей, речь выступает для ребёнка в роли главного путеводителя. Она знакомит его со знаковыми открытиями, которые послужат ему первыми указателями, для гонок по извилисто-ухабистым жизненным дорогам. Если «нужные книги ты в детстве читал» (Высоцкий). И всё усекал.

Средство познания, - чёткая и внятная, глубокая и понятная, складная и грамотная речь содействует развитию интеллектуальных умений, повышает ментальные способности, культуру умственного труда, объективность наших выводов. Да и классная работа разума, ассоциативное и образное мышление, говорение про себя улучшают речь. Делают её ясной, связной и стройной, информативной, осмысленной и вразумительной. Ведь: «Когда ум овладел предметом, слова сами приходят» (Сенека). + «Письмо развивает искусство владения словом» (Цицерон). + Осознанное чтение и пересказ, изложение и сочинение. Богатая речь у тех разумников, кто много мозгует и толкует. А бедная, чей словесный запас скуден. «Никто не может хорошо сказать того, чего не знает» (лат.). Особенно, когда не знает, да ещё забудет…

Содержание питает данными интеллектуальную сферу.

четверг, 6 августа 2020 г.

HOMO QUADRATUS. ДУХОВНО-ЗАПАЛЬНАЯ СФЕРА

ДУХОВНО-ЗАПАЛЬНАЯ СФЕРА

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (Ц) есть возникающий из причин и поводов, и деятельно подвигающий важнейшие аспекты существования человека, - процесс вычленения, идейного обоснования и назначения им себе другим) необходимых жизненных целей. Объектов его устремлений, которых надо достигать, чтобы удовлетворять свои (и общие) потребности. Ц. отражает конкретные направления побуждений чела, способного предполагать и предлагать, выбирать, намечать и класть это в основу своего поведения. Оно ориентирует homo на (само)определение, и неуклонное продвижение к заданным отметинам. Ц. настойчиво склоняет его к этому, предвосхищая ожидаемые результаты и освящая начинания, которые те приближают. Задавая Вопрос вопросов: «почему, зачем,  ради чего» действовать, жить, и отвечая почемучкам, оно стимулирует людскую деятельность. И делает её целесообразной, целенаправленной и целеустремлённой [9;10].

Ц. – выразитель духовных и интеллектуальных, психосоциальных и материальных запросов человека и возбудитель намерений и принимаемых им волевых решений. Оно представляет его приоритеты и предпочтения, веру и убеждения. Желанные цели вынуждают людей смотреть вперёд, и с ними сверяться, быть на взводе, определяться и обновляться. Ведь: «Человеческая природа жадна на новизну» (Публилий Сир). Целеполагание даже у Акакия Акакиевича зажигало, порою, огонь в глазах. Оно побуждает преодолевать превратности бытия, открывать значимые идеалы. И, извлекая из данных "запалов" оригинальные идеи, замыслы и проекты, разрешать актуальные и вечные задачи и проблемы. С вдохновенных воспарений человек начинается. Всё сверхъестественное и чудесное тлеет в этой его сфере. «Но не угас мой/ Бес,/ Так всё и тянет/В лес,/ В синий вечерний/Свет» (Есенин).

Ц. это искра, зажигание и пусковой механизм всякого предприятия, - есть указание, какое sapiens отдаёт себе и прочим. Это импульс, сигнал, толчок, вызывающий побудительные зарницы. Направленные акции чертят линию жизни, главную трассу индивида. «Ставь себе ясные (достижимые) цели» - Гораций. Как бы не так, - «Все мы ищем/ В этом мире буром/ Нас зовущие / Незримые следы» (Есенин). И наши «следы», чаяния оказываются, конечно, самыми завораживающими и манящими! И куда надо, уводящими. Умение заглядывать в будущее, удивляться, надеяться и интересное предпринимать, позволяет нам находить себя и выведывать своё назначение. Делать выбор и стремиться к намеченным целям. «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н.Островский), что умерщвляют в живом веру, дух и волю. Ищите да обретёте. «Кто ищет, тот всегда найдёт».

ДУХОВНО-ЗАПАЛЬНАЯ СФЕРА, как плод целеполагания, есть во всех значениях воображающий орган человека, его принципиальная основа. Это энергетический, прогностический, оптимистический стартер homo. Здесь генерируется его непримиримая и дикая, стимулируемая запросами, непреодолимая и несокрушимая сила, - как претенциозной и амбициозной личности. Заряжается отвечающей её потребностям связкой ценностей и ориентиров, идеалов и убеждений, которые составляют её мировоззрение и влияют на  выбор и самоопределение. Они подкрепляют принимаемые нами решения. Дух и воля работают на самоутверждение человека, побуждают его занимать особую позицию, иметь отличное мнение. Смело высказывать свои предположения, предложения и предпочтения, и отстаивать противные взгляды и намерения. «Сущность счастливой жизни я целиком усматриваю в силе духа» (Цицерон). А он вселяется в стенических, в «сильных волей и жизненно активных» особей. В того, кто остаётся самим собой.

Дух толкает индивида на великие дела, питает веру в себя и будущее, в успех начинаний, вселяет убеждённость в обоснованности своей непростой дороги, желание бороться. Наполняет его внутренней свободой, разрешает ему быть «неправильным и ненормальным», дурачиться, слыть эпатажным хулиганом. Духовность - свойство уверенных и настойчивых, инициативных личностей, способных одолевать любые преграды на пути к неприступным вершинам. Она укрепляет их самолюбие, чувство собственного достоинства, гордость и честь. Взращивает удаль, мужество и непреклонность, стойкость и твёрдость, при назначении проектируемых акций, и упорство, в продвижении к избранным целям. «Бренное тело дух вечный двигает» (Цицерон). + «Пусть воля будет причиной (основанием) для действия» (лат.). Вместе они и толкают готовых зажигать, одержимых яркими идеями, на значимые свершения.

Вроде идея, индукционный образ истины и её высшее проявление, идеал, - плод воспалённого воображения индивида. Его фантазии и мечты, порой иллюзорные и утопичные. Но, как пандемические поветрия, выражающие неистребимые интересы людей, - «Идеи правят миром» (Платон). И среди них: всемирная химера «призрак коммунизма». Превращая носителей затей в энтузиастов, способных выделяться, распаляться и цепляться, загораться, надеяться и влюбляться, видеть перспективу и к ней устремляться. Дух и воля делают нас лидерами, заряжая философией победителя. «Соревнование питает таланты» (Патеркул). Оно укрепляет бойцовские качества, усиливает бодрость и пыл соперничества. И предприимчивость конкурента, - энергично борющегося за первенство. Так будем, самые задорные, глядеть вперёд? «Если вы не думаете о будущем, - у вас его и не будет» (Д.Голсуорси).

СОРИЕНТИРОВАННОСТЬ - способность индивида определять, с опорой на систему запросов, приоритетов и воззрений, своё пространственно-временное положение и направление продвижения, - как (само)изменения. Его умение выбирать и возобновлять цели и предпочтения. Человек ориентирует свою деятельность на удовлетворение самых различных, личных и социальных: притязательных, познавательных, притягательных, созидательных потребностей. Разрастающийся диапазон потребительской проблематики вынуждает включать интуитивные и информативные возможности и способности. И настойчиво хвататься за сложные вопросы и неуклонно их разрешать. Названные качества служат людям для панорамного обозрения, обоснования  и веерного зажигания значимых дерзких задач.

Улучшает ориентировку широкий кругозор и сфера интересов, общая культура и неуёмное воображение, наитие и «грозная вьюга вдохновенья». + Умение применять межпредметные связи и определять координаты и маяки, - через обобщение. Сведение и наложение, смещение и разведение разнообразных сообщений рождает эффект стерео/зрения, позволяющий нам просвечивать проблемы. И, делая предположения, предвосхищать развитие процессов [9]. «Ну что сказать, устроены так люди: желают знать, что будет». Раз желают - предугадывают. В том числе, - с помощью перекрёстных, подстёгивающих поиск, острых провокационных вопросов, которые содействуют составлению долгосрочных прогнозов. Комплексное рассмотрение отборных сведений, в их плотно сложенном многообразии, и помогает вычленять векторы развития явлений, трассировать верные пути и ставить важные вехи. «Воображаемые пиры» спасали обречённых в самых ужасающих преисподних.

... Одухотворённое и раззадоренное, концептуальное и "широкозахватное" обозрение злободневных и непреходящих, - сквозных проблем делает homo дальновидно-прозорливым навигатором. Способным рыскать и разрываться, находить и убеждаться: «Вот кто я, и что мне крайне надо!». И крутить с жизнью страстный роман. «Он проповедует любовь/ Враждебным словом отрицанья» (Н.Некрасов). Даже чрезмерно грубым, - наподобие есенинского: «Сыпь, гармоника». Ориентиры и метки позволяют искателю нацеливаться, посредством системы самонаведения, на важнейшие мишени и те поражать. Однако довольно несносен его антипод, - дезориентированный, со сбитым прицелом, утративший веру «во всё», субъект. Особенно в эпоху перемен и потрясений,- когда так много призрачных, миражных видений.

(САМО)ОПРЕДЕЛЕНИЕ есть процесс назначения человеком, - с прицелом на идейные, жизненные принципы и убеждения, - своих ближних и дальних ориентиров, уточнения намерений и принятия перспективных решений. Как личное волеизъявление, выказывает способность индивида выбирать то, что ему необходимо, и на него претендовать. Скобки в заголовке означают, что в жизни homo по-разному определяется. В детстве его вопросы "снимают" взрослые; в молодости - он решает проблемы сам; в зрелые годы направляет искания других; в старости ему опять навязывают чужую волю. – Духовное взросление, новые увлечения и предпочтения вынуждают людей расширять, поправлять и обновлять, а то и кардинально пересматривать и менять шкалу своих запросов и ценностей, - устремлений. И по совсем другим критериям намечать прогнозные проекты и программы. Причём, выбирая самое главное, нам приходится, всякий раз, от чего-то важного отказываться.

Неопределённость нас угнетает, но и жёсткая определённость сужает обзор. - «В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение» (Есенин). Иметь место некая альтернатива. Раскованное самоопределение обеспечивает приток свежей крови в сферу, вселяет в человека уверенность. Позволяет ему смотреть на мир широко распахнутыми, горящими глазами и вызволяет из плена догм и ограниченных воззрений. Помогает листать свою книгу жизни, назначать в ней новые вершины. Оно повышает способность к импровизации и толкает его на спиральные восхождения и магистральные похождения. «Мечтать,/ Надо мечтать!/ Детям орлиного племени,/ Есть воля и смелость у нас, чтобы стать/ Героями нашего времени!». Есть.

Таким вот, решительным и повелительным образом, человек импульсивно определяется. Вступая в жизнь, он всё более намётанным взором окидывает окрестный свет. Берёт на заметку важные меты, и к ним устремляется. Что делает его заметным. Самоопределение содействует утверждению homo как бьющегося в авангарде лидера. «Если не хватит мне сил, будет похвальна смелость: в великих делах дорог дерзанья порыв» (Проперций). Ведь сердец всемерные порывы, готовят отменные прорывы. С помощью возмутителя спокойствия духа, какой делает нас настырными и заводными, шальными и озорными, взрывными и пробивными. Так будем, сорванцы, определяться и дерзить? «Кто сказал, что в наши дни/Нет чудес и нет любви?».

ВЫЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ - есть процесс выделения планетным человеком, из перманентно определяемых и обновляемых жизненных целей, самых первых и нужных, приоритетных задач и направлений. К которым он тяготеет в силу личных потребностей, хотений, склонностей и убеждений. И потому отдаёт им преимущество, высказывает приверженность. «Всякого влечёт своя страсть» (Вергилий). И залёты со странностями. Индивид отдаёт предпочтение тем устремлениям, какие являются предметом его гордости и увлечений. Они ему интересны, любы, дороги, приносят радость и вызывают восхищение. Он хочет их иметь, достать, взять, ими обладать. «На что спрос, то и кажется самым лучшим (необходимым») - Петроний. Мы выбираем, нас выбирают. И каждый болеет за главное дело своей жизни.

«Предоставить свободу выбора» (Цицерон). - Однако это требование делает вожделенную волю жестокосердной Вестой. Что подтвердит собой любой, околдованный сей смертельно бледной невестой и предпочитающий пулю, костёр, петлю, эшафот, «невольник чести». Ежели: «Свободный в выборе предмета не свободен выйти из него» (Есенин)! Среди предпочтений - идеи фикс, волшебные палочки, что обещают осчастливить всех людей. И великие идеалы, высшая цель деятельности и совершенное воплощение чего-то, его наилучший, но недостижимый образец. На идеалы, - как на эталон, зенит и горизонт, на абсолютную или вечную истину, стоит ориентироваться, как на далёкую перспективу. Многие топовые идеи, искушения и предвкушения не имеют пока что решения. Но и безуспешный исход, как настойчивые попытки прорываться через заграждения, приближает напористых бойцов к манящим сигналам маяков. – «Нам нет преград ни в море, ни на суше…».

Стремление к недосягаемым целям позволяет землянам превозмогать всё на свете. Долгий процесс вычленения научает индивида расставлять акценты и обозначать свою позицию, отстаивать личное мнение, принципы и взгляды, убеждения и намерения. Учит удивляться, распаляться, надеяться, верить и мечтать, приступать и дерзать, бросать вызов судьбе и отчаянно хулиганить. Играть на опережение, рисковать и доставать до звёзд, что светят отважным. - «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец!» (Е.Шварц). Не имеющий предпочтений, - бесцельный man, может так и не въехать, зачем он парится на земле. «Пускай бываю иногда я пьяным,/ Зато в глазах моих прозрений дивных свет» (Есенин). Регулярно «Переоценивай ценности» (лат.). Предпочитая те из них, что забирают твоё влюблённое сердце, устремлённое в такое «прекрасное далёко».

«Я» в центре сферы означает, что здесь человек выступает в главной роли: как свободная, бесподобная, исполненная собственного достоинства единица, способная выражать своё эго. Как личность, которую отличает разумение ориентироваться, определяться в необходимых предпочтениях, делать выбор и принимать волевые решения. Видится как удивительный индивид, готовый постоять за свои интересы и убеждения. Здесь мы представляем самих себя: самобытность, индивидуальность и неповторимое своеобразие. Ведь каждый человек есть отдельное и особенное, не похожее на других, исключительное и уникальное, - "одноразовое" создание. Единожды являющееся на свет, чтобы исполнить своё призвание. «Я не такой, как все, оно у меня персональное! Это моя колея!», а значит: «Кто, - если не я?». Задорный запевала.

Человечество чрезвычайно многим обязано лихим зачинателям: пионерам-первопроходцам, искателям, просветителям и первооткрывателям. Вожакам с вождями и отважным борцам, суровым и гордым предводителям, и великих чудес и дел творцам. Бунтарям и следопытам, «технарям» и авантюристам. Проводникам, бродягам и странникам, одухотворённым и целеустремлённым новаторам, испытателям. Эти, бросающиеся в самое пекло, на остриё атаки разведчики и своевольные, напористые застрельщики, коноводы. Все эти одинокие голодные, палёные волки, они же охотники, - подвижники единой земной цивилизации. «Чей голос их зовёт,/ Вложив светильником им посох в пальцы?» (Есенин). - Воители сами посылают себя, к Солнцу.

Но индивидуализм принимает и форму патологии. Властолюбец с больным самомнением, склонный к экстремизму, карьеризму и садизму, может много о себе воображать. И стать агрессивным эгоцентристом, зацикленным на своей незаменимости и непогрешимости, и превосходстве над остальными людьми. Такой единоличный правитель пренебрегает чужими интересами и жизнями. Снедаемый гордыней и манией величия, он насаждает жестокий произвол, с помощью вскормленных наёмников, для порки непокорных. - Его притязания безмерны, он претендует на роль властелина и спасителя мира. В итоге: мы получаем тиранию и вползаем в «тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого», убиения её воли. "В живом остаётся протест" (Есенин).

Духовность - весьма контрастное явление. «В вопросе о том, что такое дух, существуют большие разногласия» (лат.) Мы отделили злой дух от доброй души и вселили их в разные сферы. Но без трёх своих наперсниц и соперниц духовное начало звереет. А те, без него инертны. Ребёнок растёт человеком, если в нём пестуют: честь имеющую, светлую личность, не смеющую бесчестить других и всё умеющую. Злодея ждёт возмездие.

ПОТРЕБНОСТИ, - как причины и поводы, идейные и целевые основания существования, есть то, что sapiens хочет, в чём он испытывает надобность и недостаток. Что ему не хватает, без чего нельзя обойтись, и поэтому следует заполучить. Что его занимает и увлекает, и требует своего удовлетворения. «Не только целесообразно, но и необходимо» (Цицерон). Потребности есть стимуляторы и генераторы жизни людей, - они же определяют и меняют их ориентиры, предпочтения, принципы и убеждения. Подогревают стремление добиваться всего намеченного. «Желающему ничего не трудно» (Макробий). «Необходимость не знает закона (запрета)» - лат. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Крылов). Вот почему формируем в детях, - гениальных вымогателях, ярый интерес к генеральным потребностям.

Основополагающие запросы чела: духовные («Духовной жаждою томим»), информационные, психосенсорные («роскошь человеческого общения») и рабочие, моторные. Имеют стойкую тенденцию к росту, ибо: «Никто, ничем и никогда не довольствуется» (Петроний). Мы решаем архипроблему доставания надобного, с помощью умелого и ударного труда. Но тот, в сговоре с бытом, порождает всё новые, - ещё более клёвые потребы, приумножает и усложняет старые. Возрастающий спрос есть основной источник, причина, движущая сила людских коллизий. На всякое интересное мы нацеливаемся, желанное притягивает. Оно же толкает нас на очередные повеления, исследования, прибавления, одоления. На изготовление и обретение наиболее ценного, отменного и совершенного. Вот они каковые, людские, - всех побуждающие и утверждающие, понуждающие и угождающие потребности. И поэтому: «Тех, которым ничего не надо,/ Только можно в мире пожалеть» (Есенин).

Интересами пронизан Закон всемирного тяготения людей, всего на свете потребителей и производителей. Сводит их, взаимозависимых, в плотный букет. Бесконечное сражение с дефицитом есть вечный двигатель прогресса. Мы живём и смело действуем для того, чтоб полнее удовлетворять крепко хватающие нас за горло потребности, а удовлетворяем их затем, чтобы всё смелей жить и действовать. И ещё полней... Непреходящая потреба аборигенов Земли: готовить себе полноценную замену. Чтоб, продолжаясь в детях, продлевать в них, своё на ней нахождение. Эта задача нацеливает родителей, учителей, авторитетных старших на то, чтобы побуждать прибывающие поколения нуждаться в полном комплекте общечеловеческих свойств, что позволяют сменщикам стремиться и учиться, крепиться и трудиться. И передавать эти умения жить по наследству.

Перманентно возникающие и обновляемые, - существенные потребности стимулируют процесс прогрессивного развития человечества. Значимые, интересные мотивы высвечивают его грядущие перспективы. 

НАМЕРЕНИЕ, выражение потребностей и убеждений человека, есть идеи и замыслы, планы и решения, какие работают на достижение избранных целей. Они предваряют и сопровождают всю его деятельность, предусматривают её последствия. Раз/умение высказывать прогнозные намерения держится на способности людей к вычленению и обзорному рассмотрению разноречивых сообщений интуиции и резона, инстинкта и опыта, их индукционному сведению. Синтез отборных вестей вызывает возбуждение в указанной цепи, оно подогревает воображение, расширяет сектор зрения и кругозор. Прилив вдохновения порождает феномен озарения, который и позволяет ищущим генерировать новые, свежие, оригинальные, парадоксальные, - сумасшедшие идеи, намечать направления движения. Когда концентрация доведённых до критической массы спрессованных данных, вызывает резкую детонацию и яркие вспышки озаряющего искомую трассу предвосхищения.

Названная цепная реакция и позволяет зрячим разрывать преднамеренными намерениями завесу времени и выступать пророками даже в своём отечестве. И выдавать прямые ответы на лобовые вопросы, предлагать пути преодоления проблем. Не зря рьяные ретрограды верещат: «только не надо обобщать!». - Свободное обобщение отобранных сведений помогает высвечивать болезни, пресекать их усиление, предсказывать течение, исцелять и предотвращать. И тут правы древние: «Быть мудрым, значит, видеть не только то, что лежит под ногами, но и предвидеть будущее» (Теренций). Чтобы его превозносить или поносить. – Предвещал же «пророк Есенин Сергей», ещё в 1920-м году, что «идёт совершенно не тот социализм», и усердные «рубят и взрывают… мосты из-под ног грядущих поколений». А позднее, предупреждал очень ретивых: «Все вы носите овечьи шкуры,/ И мясник пасёт для вас ножи» (!).

Инспирируют "дальнобойные" намерения их важность и неотложность, ими увлечённость. Переживаемый нами духовный подъём, какой усиливает наше воображение, фантазию и, "её величество", царицу-интуицию, - как шестое чувство. Вернее, всё пронизывающее чутьё, предчувствие. И потому оно не реактивное, а индуктивное и превентивное. Интуитивное наитие позволяет устремляться к истокам сложных проблем и выявлять очаги и тенденции их скопления. И прогнозировать векторы преодоления помех. Как значимо, в мгновения прозрения («чует сердце-вещун»), сделать чёткую кардиограмму эксцессов и приближать желанное завтра. «Мечта прекрасная, ещё неясная,/ Уже зовёт тебя вперёд». Хотя, благими намерениями вымащивается дорога в знойные места. Но: «Не идти вперёд, значит, идти назад» (лат.).

РЕШЕНИЕ - обоснованное потребностями и убеждениями веление, волевой акт человека. Тем он заявляет, что сориентировался и определился в своих интересах и в предпочтениях. И сделал выбор, из имеющихся вариантов и предложений, в пользу верных направлений. И желает претворить в жизнь проекты и намерения. - Как выражение запросов и устремлений sapiens/а, и проявление его веры, духа и воли, решение есть замысел, вывод, заключение. Постановление, клич о необходимости предпринять активные действия, для продвижения к намеченным целям. Решение это определяющая идея и затея, призыв, почин и вводная, посыл и установка, которую человек даёт самому себе и людям, его задание и генеральная задача. Решение отражает потребы: необходимые, существенные и чрезвычайно важные. «Уже мятеж вздымает паруса./ Нам нужен тот, кто б первый бросил камень» (Есенин).

В решении слышится, прежде всего, веление нашего сердца, - которому «не хочется покоя». Оно стремится к изменению и обновлению, и побуждает нас быть инициативными. -  «Перемен требуют наши сердца!». Однако: «Если нужно сделать, на это нужно решиться» (Ливий). И откровенно засветиться, ибо «Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности» (Гораций). Принятие решения требует известного мужества, ведь его автор персонально отвечает за воплощение в жизнь новых идей. Названной акцией он подводит черту под колебаниями и сомнениями, и снимает все вопросы, отрезает обратные пути. Рискованно и проявлять инициативу, и её упускать, если надо разрешать острые и больные проблемы. Мы принимаем не только неисчислимые бытовые решения, но и такие длинные, как: чему посвятить жизнь. «Был человек тот авантюрист,/ Но самой высокой/ И лучшей марки». Он «значенье своё разгадал» и всё за него, как провидец, отдал.

Решение - зачин, начинание, а любое «Начало – половина дела» (лат.). Тут надо всё предусмотреть, особенно если вас терзает дух противоречия. «Плохо то решение, которое может быть отменено» (лат.). Однако же и: «Плохо то решение, которое не может быть отменено» (Публилий Сир). - Способность принимать решения и добиваться их исполнения, с азартом и спортивной злостью, с напором и отвагой, - удел убеждённых людей. Прогрессивные решения позволяют восходить на вершины. Ведь их порождают нацеленные идейные лидеры. Вздорные повеления вызывают раздражение, возражения и беды с поражениями. Поскольку они недальновидны. Нерешительность есть болезненное свойство безвольных, неуверенных в себе особей, не имеющих собственного голоса. Come on! «Бог предвидит потому, что видит свободные решения наши» (Феофан Затворник). Составляя свои прогнозы.

ВЕРА есть обоснованные, - побудительные и повелительные убеждения, какими sapiens руководствуется, при назначении перспективных жизненных направлений, продвижении к избранным целям. Как идейный вдохновитель, вера выражает его мировоззрение. - Она основывается на мощной системе духовных ценностей, идей, взглядов, принципов, которые homo исповедует и твёрдо им следует. Ибо они освящают его кровные интересы и потребности. Такая вера, не смиренные упования на легендарных и мифических существ-покровителей, а крепнущая надежда на самого себя. Это оптимистическая позиция ищущего индивида, умножающая его уверенность в своих личных и безграничных силах и в значимость намеченной программы жизни. И коль у всякого, - персональные и изменяемые увлечения и намерения, то у него, - и собственные, обновляемые воззрения и верования. Древние считают так же: «Пусть каждый верит по-своему» (лат.). В его захватывающее.

Личностно-ориентированная вера - императивный стержень homo. Она укрепляет его дух и волю, и помогает держать, гнуть свою линию в любых испытаниях. Избранные им жизненные идеалы, - главная опора в исканиях, мотив и стимул в начинаниях, «наш компас земной» и автопилот. Задорная вера демонстрирует решимость, она будоражит мысль. И служит основанием для исходных аксиом, постулатов, зачинающих любые науки. «Верь, чтобы понимать»; и: «Верю, ибо это истина» (лат.). Как индукционное откровение, вера позволяет проникать внутрь сложных явлений и непосредственно, - интуитивно их постигать, концентрировать и нечто прогнозировать. С помощью улётных идей и гипотез, проектов и повелений, что вызывают сотворение бесподобных вещей. Не зря Овидий, говоря о вдохновении, как о божественной силе, значительно намекает: «Бог в нас самих».

Вера есть внутренний голос человека, какой ведёт его в грядущее. «Люди охотно верят тому, чему желают верить» (Цицерон). Детьми мы верим в Деда Мороза, затем - в Бога, в свою путеводную звезду, в назначение и вечную жизнь. Вера, надежда и любовь «зовут нас в чудесные края». Ибо вера, это вырастающее из разумения homo: воображать и соображать, подражать и преображать, - свойство быть его первой побудительной жизненной силой. Недаром Стив Джобс советует: «следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают, кем вы хотите стать». Кем? Как наиболее настырно-привередливые, они с верой хватаются за всё ценное. Когда же нами овладевают бредовые предубеждения, - вера принимает облик молоха, наваждения и заблуждения. И её изуверы отбрасывают всех в средневековое мракобесие. – «Прекрасное Далёко, не будь ко мне жестоко!»…

РЕЧЬ – это способность людей говорить и разговаривать, в том числе, в письменном виде (фиксировать на различных устройствах) и "про себя". И воспроизводить все идеи и мысли, радения и усилия с помощью языка - системы звуковых и зрительных знаков, сигналов и символов, словесных и грамматических форм. Речь осуществляет следующие назначения. Она есть средство само/представления и заявления человека свету о своих целях и воззрениях, проблемах, потребностях и намерениях. Средство изучения, осмысления и усвоения пытливыми содержания мировых знаний, их определения, накопления и обновления. Средство общения, организации и упорядочения живых связей, воздействия и взаимодействия, координации возможностей и соотношений, обмена сомнениями. Средство выражения земляками and землянами своих иррациональных, интеллектуальных, психосоциальных и функциональных способностей.

В этой, головной сфере импульсивная речь выступает как носитель и катализатор духовной жизни человека, бедового фантазёра и генератора новых идей. Служит для всего презентации. Здесь индивид, как свободная и устремлённая личность, заявляет о своём видении света и особой позиции, о принципах и взглядах, убеждениях и предпочтениях. О «выплавляемых» из идеалов решениях. Речь ориентирует, акцентирует, намечает, провоцирует и направляет, завораживает и притягивает. Это голос наивного, вечно чем-то недовольного, влюблённого неизвестно во что, сумасбродного, неистового и неисправимого идеалиста, готового выступать и агитировать. И призывать одержимых разделить с ним дорогу, на свой олимп или на голгофу. Строить «мост в мир невидимый» (Есенин). «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно - волшебно!/Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад - совершенно!».

Речь здесь предельно яростная, ошеломляющая и взрывная, пронзающая и проникающая, потрясающая и пробивная. Ибо homo говорит языком своего горячего и любящего, бунтующего сердца большого ребёнка. «Пламенного мотора», распаляемого бродяжим огнём. Кому ещё нести крамольные речи? Вторя за Гоголем «чёрт побери всё!». «Только сердце делает человеком, всё остальное вздор» (Петроний). - У него «есть доводы, которые не знает разум». И «сердцу не прикажешь». Оно делает нас бесшабашными. И превращает в сорвиголов, что видят голыми даже коронованных. На собственную голову. «Слава безумцам, которые живут себе так, как будто бы они бессмертны!». - Для всех отчаянных: «В флибустьерском дальнем синем море/ Бригантина поднимает паруса». Чтобы взять их на борт. – Или на абордаж.

Целеполагание одухотворяет духовно-запальную сферу.