четверг, 6 августа 2020 г.

HOMO QUADRATUS. ДУХОВНО-ЗАПАЛЬНАЯ СФЕРА

ДУХОВНО-ЗАПАЛЬНАЯ СФЕРА

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (Ц) есть возникающий из причин и поводов, и деятельно подвигающий важнейшие аспекты существования человека, - процесс вычленения, идейного обоснования и назначения им себе другим) необходимых жизненных целей. Объектов его устремлений, которых надо достигать, чтобы удовлетворять свои (и общие) потребности. Ц. отражает конкретные направления побуждений чела, способного предполагать и предлагать, выбирать, намечать и класть это в основу своего поведения. Оно ориентирует homo на (само)определение, и неуклонное продвижение к заданным отметинам. Ц. настойчиво склоняет его к этому, предвосхищая ожидаемые результаты и освящая начинания, которые те приближают. Задавая Вопрос вопросов: «почему, зачем,  ради чего» действовать, жить, и отвечая почемучкам, оно стимулирует людскую деятельность. И делает её целесообразной, целенаправленной и целеустремлённой [9;10].

Ц. – выразитель духовных и интеллектуальных, психосоциальных и материальных запросов человека и возбудитель намерений и принимаемых им волевых решений. Оно представляет его приоритеты и предпочтения, веру и убеждения. Желанные цели вынуждают людей смотреть вперёд, и с ними сверяться, быть на взводе, определяться и обновляться. Ведь: «Человеческая природа жадна на новизну» (Публилий Сир). Целеполагание даже у Акакия Акакиевича зажигало, порою, огонь в глазах. Оно побуждает преодолевать превратности бытия, открывать значимые идеалы. И, извлекая из данных "запалов" оригинальные идеи, замыслы и проекты, разрешать актуальные и вечные задачи и проблемы. С вдохновенных воспарений человек начинается. Всё сверхъестественное и чудесное тлеет в этой его сфере. «Но не угас мой/ Бес,/ Так всё и тянет/В лес,/ В синий вечерний/Свет» (Есенин).

Ц. это искра, зажигание и пусковой механизм всякого предприятия, - есть указание, какое sapiens отдаёт себе и прочим. Это импульс, сигнал, толчок, вызывающий побудительные зарницы. Направленные акции чертят линию жизни, главную трассу индивида. «Ставь себе ясные (достижимые) цели» - Гораций. Как бы не так, - «Все мы ищем/ В этом мире буром/ Нас зовущие / Незримые следы» (Есенин). И наши «следы», чаяния оказываются, конечно, самыми завораживающими и манящими! И куда надо, уводящими. Умение заглядывать в будущее, удивляться, надеяться и интересное предпринимать, позволяет нам находить себя и выведывать своё назначение. Делать выбор и стремиться к намеченным целям. «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н.Островский), что умерщвляют в живом веру, дух и волю. Ищите да обретёте. «Кто ищет, тот всегда найдёт».

ДУХОВНО-ЗАПАЛЬНАЯ СФЕРА, как плод целеполагания, есть во всех значениях воображающий орган человека, его принципиальная основа. Это энергетический, прогностический, оптимистический стартер homo. Здесь генерируется его непримиримая и дикая, стимулируемая запросами, непреодолимая и несокрушимая сила, - как претенциозной и амбициозной личности. Заряжается отвечающей её потребностям связкой ценностей и ориентиров, идеалов и убеждений, которые составляют её мировоззрение и влияют на  выбор и самоопределение. Они подкрепляют принимаемые нами решения. Дух и воля работают на самоутверждение человека, побуждают его занимать особую позицию, иметь отличное мнение. Смело высказывать свои предположения, предложения и предпочтения, и отстаивать противные взгляды и намерения. «Сущность счастливой жизни я целиком усматриваю в силе духа» (Цицерон). А он вселяется в стенических, в «сильных волей и жизненно активных» особей. В того, кто остаётся самим собой.

Дух толкает индивида на великие дела, питает веру в себя и будущее, в успех начинаний, вселяет убеждённость в обоснованности своей непростой дороги, желание бороться. Наполняет его внутренней свободой, разрешает ему быть «неправильным и ненормальным», дурачиться, слыть эпатажным хулиганом. Духовность - свойство уверенных и настойчивых, инициативных личностей, способных одолевать любые преграды на пути к неприступным вершинам. Она укрепляет их самолюбие, чувство собственного достоинства, гордость и честь. Взращивает удаль, мужество и непреклонность, стойкость и твёрдость, при назначении проектируемых акций, и упорство, в продвижении к избранным целям. «Бренное тело дух вечный двигает» (Цицерон). + «Пусть воля будет причиной (основанием) для действия» (лат.). Вместе они и толкают готовых зажигать, одержимых яркими идеями, на значимые свершения.

Вроде идея, индукционный образ истины и её высшее проявление, идеал, - плод воспалённого воображения индивида. Его фантазии и мечты, порой иллюзорные и утопичные. Но, как пандемические поветрия, выражающие неистребимые интересы людей, - «Идеи правят миром» (Платон). И среди них: всемирная химера «призрак коммунизма». Превращая носителей затей в энтузиастов, способных выделяться, распаляться и цепляться, загораться, надеяться и влюбляться, видеть перспективу и к ней устремляться. Дух и воля делают нас лидерами, заряжая философией победителя. «Соревнование питает таланты» (Патеркул). Оно укрепляет бойцовские качества, усиливает бодрость и пыл соперничества. И предприимчивость конкурента, - энергично борющегося за первенство. Так будем, самые задорные, глядеть вперёд? «Если вы не думаете о будущем, - у вас его и не будет» (Д.Голсуорси).

СОРИЕНТИРОВАННОСТЬ - способность индивида определять, с опорой на систему запросов, приоритетов и воззрений, своё пространственно-временное положение и направление продвижения, - как (само)изменения. Его умение выбирать и возобновлять цели и предпочтения. Человек ориентирует свою деятельность на удовлетворение самых различных, личных и социальных: притязательных, познавательных, притягательных, созидательных потребностей. Разрастающийся диапазон потребительской проблематики вынуждает включать интуитивные и информативные возможности и способности. И настойчиво хвататься за сложные вопросы и неуклонно их разрешать. Названные качества служат людям для панорамного обозрения, обоснования  и веерного зажигания значимых дерзких задач.

Улучшает ориентировку широкий кругозор и сфера интересов, общая культура и неуёмное воображение, наитие и «грозная вьюга вдохновенья». + Умение применять межпредметные связи и определять координаты и маяки, - через обобщение. Сведение и наложение, смещение и разведение разнообразных сообщений рождает эффект стерео/зрения, позволяющий нам просвечивать проблемы. И, делая предположения, предвосхищать развитие процессов [9]. «Ну что сказать, устроены так люди: желают знать, что будет». Раз желают - предугадывают. В том числе, - с помощью перекрёстных, подстёгивающих поиск, острых провокационных вопросов, которые содействуют составлению долгосрочных прогнозов. Комплексное рассмотрение отборных сведений, в их плотно сложенном многообразии, и помогает вычленять векторы развития явлений, трассировать верные пути и ставить важные вехи. «Воображаемые пиры» спасали обречённых в самых ужасающих преисподних.

... Одухотворённое и раззадоренное, концептуальное и "широкозахватное" обозрение злободневных и непреходящих, - сквозных проблем делает homo дальновидно-прозорливым навигатором. Способным рыскать и разрываться, находить и убеждаться: «Вот кто я, и что мне крайне надо!». И крутить с жизнью страстный роман. «Он проповедует любовь/ Враждебным словом отрицанья» (Н.Некрасов). Даже чрезмерно грубым, - наподобие есенинского: «Сыпь, гармоника». Ориентиры и метки позволяют искателю нацеливаться, посредством системы самонаведения, на важнейшие мишени и те поражать. Однако довольно несносен его антипод, - дезориентированный, со сбитым прицелом, утративший веру «во всё», субъект. Особенно в эпоху перемен и потрясений,- когда так много призрачных, миражных видений.

(САМО)ОПРЕДЕЛЕНИЕ есть процесс назначения человеком, - с прицелом на идейные, жизненные принципы и убеждения, - своих ближних и дальних ориентиров, уточнения намерений и принятия перспективных решений. Как личное волеизъявление, выказывает способность индивида выбирать то, что ему необходимо, и на него претендовать. Скобки в заголовке означают, что в жизни homo по-разному определяется. В детстве его вопросы "снимают" взрослые; в молодости - он решает проблемы сам; в зрелые годы направляет искания других; в старости ему опять навязывают чужую волю. – Духовное взросление, новые увлечения и предпочтения вынуждают людей расширять, поправлять и обновлять, а то и кардинально пересматривать и менять шкалу своих запросов и ценностей, - устремлений. И по совсем другим критериям намечать прогнозные проекты и программы. Причём, выбирая самое главное, нам приходится, всякий раз, от чего-то важного отказываться.

Неопределённость нас угнетает, но и жёсткая определённость сужает обзор. - «В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение» (Есенин). Иметь место некая альтернатива. Раскованное самоопределение обеспечивает приток свежей крови в сферу, вселяет в человека уверенность. Позволяет ему смотреть на мир широко распахнутыми, горящими глазами и вызволяет из плена догм и ограниченных воззрений. Помогает листать свою книгу жизни, назначать в ней новые вершины. Оно повышает способность к импровизации и толкает его на спиральные восхождения и магистральные похождения. «Мечтать,/ Надо мечтать!/ Детям орлиного племени,/ Есть воля и смелость у нас, чтобы стать/ Героями нашего времени!». Есть.

Таким вот, решительным и повелительным образом, человек импульсивно определяется. Вступая в жизнь, он всё более намётанным взором окидывает окрестный свет. Берёт на заметку важные меты, и к ним устремляется. Что делает его заметным. Самоопределение содействует утверждению homo как бьющегося в авангарде лидера. «Если не хватит мне сил, будет похвальна смелость: в великих делах дорог дерзанья порыв» (Проперций). Ведь сердец всемерные порывы, готовят отменные прорывы. С помощью возмутителя спокойствия духа, какой делает нас настырными и заводными, шальными и озорными, взрывными и пробивными. Так будем, сорванцы, определяться и дерзить? «Кто сказал, что в наши дни/Нет чудес и нет любви?».

ВЫЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ - есть процесс выделения планетным человеком, из перманентно определяемых и обновляемых жизненных целей, самых первых и нужных, приоритетных задач и направлений. К которым он тяготеет в силу личных потребностей, хотений, склонностей и убеждений. И потому отдаёт им преимущество, высказывает приверженность. «Всякого влечёт своя страсть» (Вергилий). И залёты со странностями. Индивид отдаёт предпочтение тем устремлениям, какие являются предметом его гордости и увлечений. Они ему интересны, любы, дороги, приносят радость и вызывают восхищение. Он хочет их иметь, достать, взять, ими обладать. «На что спрос, то и кажется самым лучшим (необходимым») - Петроний. Мы выбираем, нас выбирают. И каждый болеет за главное дело своей жизни.

«Предоставить свободу выбора» (Цицерон). - Однако это требование делает вожделенную волю жестокосердной Вестой. Что подтвердит собой любой, околдованный сей смертельно бледной невестой и предпочитающий пулю, костёр, петлю, эшафот, «невольник чести». Ежели: «Свободный в выборе предмета не свободен выйти из него» (Есенин)! Среди предпочтений - идеи фикс, волшебные палочки, что обещают осчастливить всех людей. И великие идеалы, высшая цель деятельности и совершенное воплощение чего-то, его наилучший, но недостижимый образец. На идеалы, - как на эталон, зенит и горизонт, на абсолютную или вечную истину, стоит ориентироваться, как на далёкую перспективу. Многие топовые идеи, искушения и предвкушения не имеют пока что решения. Но и безуспешный исход, как настойчивые попытки прорываться через заграждения, приближает напористых бойцов к манящим сигналам маяков. – «Нам нет преград ни в море, ни на суше…».

Стремление к недосягаемым целям позволяет землянам превозмогать всё на свете. Долгий процесс вычленения научает индивида расставлять акценты и обозначать свою позицию, отстаивать личное мнение, принципы и взгляды, убеждения и намерения. Учит удивляться, распаляться, надеяться, верить и мечтать, приступать и дерзать, бросать вызов судьбе и отчаянно хулиганить. Играть на опережение, рисковать и доставать до звёзд, что светят отважным. - «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец!» (Е.Шварц). Не имеющий предпочтений, - бесцельный man, может так и не въехать, зачем он парится на земле. «Пускай бываю иногда я пьяным,/ Зато в глазах моих прозрений дивных свет» (Есенин). Регулярно «Переоценивай ценности» (лат.). Предпочитая те из них, что забирают твоё влюблённое сердце, устремлённое в такое «прекрасное далёко».

«Я» в центре сферы означает, что здесь человек выступает в главной роли: как свободная, бесподобная, исполненная собственного достоинства единица, способная выражать своё эго. Как личность, которую отличает разумение ориентироваться, определяться в необходимых предпочтениях, делать выбор и принимать волевые решения. Видится как удивительный индивид, готовый постоять за свои интересы и убеждения. Здесь мы представляем самих себя: самобытность, индивидуальность и неповторимое своеобразие. Ведь каждый человек есть отдельное и особенное, не похожее на других, исключительное и уникальное, - "одноразовое" создание. Единожды являющееся на свет, чтобы исполнить своё призвание. «Я не такой, как все, оно у меня персональное! Это моя колея!», а значит: «Кто, - если не я?». Задорный запевала.

Человечество чрезвычайно многим обязано лихим зачинателям: пионерам-первопроходцам, искателям, просветителям и первооткрывателям. Вожакам с вождями и отважным борцам, суровым и гордым предводителям, и великих чудес и дел творцам. Бунтарям и следопытам, «технарям» и авантюристам. Проводникам, бродягам и странникам, одухотворённым и целеустремлённым новаторам, испытателям. Эти, бросающиеся в самое пекло, на остриё атаки разведчики и своевольные, напористые застрельщики, коноводы. Все эти одинокие голодные, палёные волки, они же охотники, - подвижники единой земной цивилизации. «Чей голос их зовёт,/ Вложив светильником им посох в пальцы?» (Есенин). - Воители сами посылают себя, к Солнцу.

Но индивидуализм принимает и форму патологии. Властолюбец с больным самомнением, склонный к экстремизму, карьеризму и садизму, может много о себе воображать. И стать агрессивным эгоцентристом, зацикленным на своей незаменимости и непогрешимости, и превосходстве над остальными людьми. Такой единоличный правитель пренебрегает чужими интересами и жизнями. Снедаемый гордыней и манией величия, он насаждает жестокий произвол, с помощью вскормленных наёмников, для порки непокорных. - Его притязания безмерны, он претендует на роль властелина и спасителя мира. В итоге: мы получаем тиранию и вползаем в «тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого», убиения её воли. "В живом остаётся протест" (Есенин).

Духовность - весьма контрастное явление. «В вопросе о том, что такое дух, существуют большие разногласия» (лат.) Мы отделили злой дух от доброй души и вселили их в разные сферы. Но без трёх своих наперсниц и соперниц духовное начало звереет. А те, без него инертны. Ребёнок растёт человеком, если в нём пестуют: честь имеющую, светлую личность, не смеющую бесчестить других и всё умеющую. Злодея ждёт возмездие.

ПОТРЕБНОСТИ, - как причины и поводы, идейные и целевые основания существования, есть то, что sapiens хочет, в чём он испытывает надобность и недостаток. Что ему не хватает, без чего нельзя обойтись, и поэтому следует заполучить. Что его занимает и увлекает, и требует своего удовлетворения. «Не только целесообразно, но и необходимо» (Цицерон). Потребности есть стимуляторы и генераторы жизни людей, - они же определяют и меняют их ориентиры, предпочтения, принципы и убеждения. Подогревают стремление добиваться всего намеченного. «Желающему ничего не трудно» (Макробий). «Необходимость не знает закона (запрета)» - лат. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Крылов). Вот почему формируем в детях, - гениальных вымогателях, ярый интерес к генеральным потребностям.

Основополагающие запросы чела: духовные («Духовной жаждою томим»), информационные, психосенсорные («роскошь человеческого общения») и рабочие, моторные. Имеют стойкую тенденцию к росту, ибо: «Никто, ничем и никогда не довольствуется» (Петроний). Мы решаем архипроблему доставания надобного, с помощью умелого и ударного труда. Но тот, в сговоре с бытом, порождает всё новые, - ещё более клёвые потребы, приумножает и усложняет старые. Возрастающий спрос есть основной источник, причина, движущая сила людских коллизий. На всякое интересное мы нацеливаемся, желанное притягивает. Оно же толкает нас на очередные повеления, исследования, прибавления, одоления. На изготовление и обретение наиболее ценного, отменного и совершенного. Вот они каковые, людские, - всех побуждающие и утверждающие, понуждающие и угождающие потребности. И поэтому: «Тех, которым ничего не надо,/ Только можно в мире пожалеть» (Есенин).

Интересами пронизан Закон всемирного тяготения людей, всего на свете потребителей и производителей. Сводит их, взаимозависимых, в плотный букет. Бесконечное сражение с дефицитом есть вечный двигатель прогресса. Мы живём и смело действуем для того, чтоб полнее удовлетворять крепко хватающие нас за горло потребности, а удовлетворяем их затем, чтобы всё смелей жить и действовать. И ещё полней... Непреходящая потреба аборигенов Земли: готовить себе полноценную замену. Чтоб, продолжаясь в детях, продлевать в них, своё на ней нахождение. Эта задача нацеливает родителей, учителей, авторитетных старших на то, чтобы побуждать прибывающие поколения нуждаться в полном комплекте общечеловеческих свойств, что позволяют сменщикам стремиться и учиться, крепиться и трудиться. И передавать эти умения жить по наследству.

Перманентно возникающие и обновляемые, - существенные потребности стимулируют процесс прогрессивного развития человечества. Значимые, интересные мотивы высвечивают его грядущие перспективы. 

НАМЕРЕНИЕ, выражение потребностей и убеждений человека, есть идеи и замыслы, планы и решения, какие работают на достижение избранных целей. Они предваряют и сопровождают всю его деятельность, предусматривают её последствия. Раз/умение высказывать прогнозные намерения держится на способности людей к вычленению и обзорному рассмотрению разноречивых сообщений интуиции и резона, инстинкта и опыта, их индукционному сведению. Синтез отборных вестей вызывает возбуждение в указанной цепи, оно подогревает воображение, расширяет сектор зрения и кругозор. Прилив вдохновения порождает феномен озарения, который и позволяет ищущим генерировать новые, свежие, оригинальные, парадоксальные, - сумасшедшие идеи, намечать направления движения. Когда концентрация доведённых до критической массы спрессованных данных, вызывает резкую детонацию и яркие вспышки озаряющего искомую трассу предвосхищения.

Названная цепная реакция и позволяет зрячим разрывать преднамеренными намерениями завесу времени и выступать пророками даже в своём отечестве. И выдавать прямые ответы на лобовые вопросы, предлагать пути преодоления проблем. Не зря рьяные ретрограды верещат: «только не надо обобщать!». - Свободное обобщение отобранных сведений помогает высвечивать болезни, пресекать их усиление, предсказывать течение, исцелять и предотвращать. И тут правы древние: «Быть мудрым, значит, видеть не только то, что лежит под ногами, но и предвидеть будущее» (Теренций). Чтобы его превозносить или поносить. – Предвещал же «пророк Есенин Сергей», ещё в 1920-м году, что «идёт совершенно не тот социализм», и усердные «рубят и взрывают… мосты из-под ног грядущих поколений». А позднее, предупреждал очень ретивых: «Все вы носите овечьи шкуры,/ И мясник пасёт для вас ножи» (!).

Инспирируют "дальнобойные" намерения их важность и неотложность, ими увлечённость. Переживаемый нами духовный подъём, какой усиливает наше воображение, фантазию и, "её величество", царицу-интуицию, - как шестое чувство. Вернее, всё пронизывающее чутьё, предчувствие. И потому оно не реактивное, а индуктивное и превентивное. Интуитивное наитие позволяет устремляться к истокам сложных проблем и выявлять очаги и тенденции их скопления. И прогнозировать векторы преодоления помех. Как значимо, в мгновения прозрения («чует сердце-вещун»), сделать чёткую кардиограмму эксцессов и приближать желанное завтра. «Мечта прекрасная, ещё неясная,/ Уже зовёт тебя вперёд». Хотя, благими намерениями вымащивается дорога в знойные места. Но: «Не идти вперёд, значит, идти назад» (лат.).

РЕШЕНИЕ - обоснованное потребностями и убеждениями веление, волевой акт человека. Тем он заявляет, что сориентировался и определился в своих интересах и в предпочтениях. И сделал выбор, из имеющихся вариантов и предложений, в пользу верных направлений. И желает претворить в жизнь проекты и намерения. - Как выражение запросов и устремлений sapiens/а, и проявление его веры, духа и воли, решение есть замысел, вывод, заключение. Постановление, клич о необходимости предпринять активные действия, для продвижения к намеченным целям. Решение это определяющая идея и затея, призыв, почин и вводная, посыл и установка, которую человек даёт самому себе и людям, его задание и генеральная задача. Решение отражает потребы: необходимые, существенные и чрезвычайно важные. «Уже мятеж вздымает паруса./ Нам нужен тот, кто б первый бросил камень» (Есенин).

В решении слышится, прежде всего, веление нашего сердца, - которому «не хочется покоя». Оно стремится к изменению и обновлению, и побуждает нас быть инициативными. -  «Перемен требуют наши сердца!». Однако: «Если нужно сделать, на это нужно решиться» (Ливий). И откровенно засветиться, ибо «Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности» (Гораций). Принятие решения требует известного мужества, ведь его автор персонально отвечает за воплощение в жизнь новых идей. Названной акцией он подводит черту под колебаниями и сомнениями, и снимает все вопросы, отрезает обратные пути. Рискованно и проявлять инициативу, и её упускать, если надо разрешать острые и больные проблемы. Мы принимаем не только неисчислимые бытовые решения, но и такие длинные, как: чему посвятить жизнь. «Был человек тот авантюрист,/ Но самой высокой/ И лучшей марки». Он «значенье своё разгадал» и всё за него, как провидец, отдал.

Решение - зачин, начинание, а любое «Начало – половина дела» (лат.). Тут надо всё предусмотреть, особенно если вас терзает дух противоречия. «Плохо то решение, которое может быть отменено» (лат.). Однако же и: «Плохо то решение, которое не может быть отменено» (Публилий Сир). - Способность принимать решения и добиваться их исполнения, с азартом и спортивной злостью, с напором и отвагой, - удел убеждённых людей. Прогрессивные решения позволяют восходить на вершины. Ведь их порождают нацеленные идейные лидеры. Вздорные повеления вызывают раздражение, возражения и беды с поражениями. Поскольку они недальновидны. Нерешительность есть болезненное свойство безвольных, неуверенных в себе особей, не имеющих собственного голоса. Come on! «Бог предвидит потому, что видит свободные решения наши» (Феофан Затворник). Составляя свои прогнозы.

ВЕРА есть обоснованные, - побудительные и повелительные убеждения, какими sapiens руководствуется, при назначении перспективных жизненных направлений, продвижении к избранным целям. Как идейный вдохновитель, вера выражает его мировоззрение. - Она основывается на мощной системе духовных ценностей, идей, взглядов, принципов, которые homo исповедует и твёрдо им следует. Ибо они освящают его кровные интересы и потребности. Такая вера, не смиренные упования на легендарных и мифических существ-покровителей, а крепнущая надежда на самого себя. Это оптимистическая позиция ищущего индивида, умножающая его уверенность в своих личных и безграничных силах и в значимость намеченной программы жизни. И коль у всякого, - персональные и изменяемые увлечения и намерения, то у него, - и собственные, обновляемые воззрения и верования. Древние считают так же: «Пусть каждый верит по-своему» (лат.). В его захватывающее.

Личностно-ориентированная вера - императивный стержень homo. Она укрепляет его дух и волю, и помогает держать, гнуть свою линию в любых испытаниях. Избранные им жизненные идеалы, - главная опора в исканиях, мотив и стимул в начинаниях, «наш компас земной» и автопилот. Задорная вера демонстрирует решимость, она будоражит мысль. И служит основанием для исходных аксиом, постулатов, зачинающих любые науки. «Верь, чтобы понимать»; и: «Верю, ибо это истина» (лат.). Как индукционное откровение, вера позволяет проникать внутрь сложных явлений и непосредственно, - интуитивно их постигать, концентрировать и нечто прогнозировать. С помощью улётных идей и гипотез, проектов и повелений, что вызывают сотворение бесподобных вещей. Не зря Овидий, говоря о вдохновении, как о божественной силе, значительно намекает: «Бог в нас самих».

Вера есть внутренний голос человека, какой ведёт его в грядущее. «Люди охотно верят тому, чему желают верить» (Цицерон). Детьми мы верим в Деда Мороза, затем - в Бога, в свою путеводную звезду, в назначение и вечную жизнь. Вера, надежда и любовь «зовут нас в чудесные края». Ибо вера, это вырастающее из разумения homo: воображать и соображать, подражать и преображать, - свойство быть его первой побудительной жизненной силой. Недаром Стив Джобс советует: «следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают, кем вы хотите стать». Кем? Как наиболее настырно-привередливые, они с верой хватаются за всё ценное. Когда же нами овладевают бредовые предубеждения, - вера принимает облик молоха, наваждения и заблуждения. И её изуверы отбрасывают всех в средневековое мракобесие. – «Прекрасное Далёко, не будь ко мне жестоко!»…

РЕЧЬ – это способность людей говорить и разговаривать, в том числе, в письменном виде (фиксировать на различных устройствах) и "про себя". И воспроизводить все идеи и мысли, радения и усилия с помощью языка - системы звуковых и зрительных знаков, сигналов и символов, словесных и грамматических форм. Речь осуществляет следующие назначения. Она есть средство само/представления и заявления человека свету о своих целях и воззрениях, проблемах, потребностях и намерениях. Средство изучения, осмысления и усвоения пытливыми содержания мировых знаний, их определения, накопления и обновления. Средство общения, организации и упорядочения живых связей, воздействия и взаимодействия, координации возможностей и соотношений, обмена сомнениями. Средство выражения земляками and землянами своих иррациональных, интеллектуальных, психосоциальных и функциональных способностей.

В этой, головной сфере импульсивная речь выступает как носитель и катализатор духовной жизни человека, бедового фантазёра и генератора новых идей. Служит для всего презентации. Здесь индивид, как свободная и устремлённая личность, заявляет о своём видении света и особой позиции, о принципах и взглядах, убеждениях и предпочтениях. О «выплавляемых» из идеалов решениях. Речь ориентирует, акцентирует, намечает, провоцирует и направляет, завораживает и притягивает. Это голос наивного, вечно чем-то недовольного, влюблённого неизвестно во что, сумасбродного, неистового и неисправимого идеалиста, готового выступать и агитировать. И призывать одержимых разделить с ним дорогу, на свой олимп или на голгофу. Строить «мост в мир невидимый» (Есенин). «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно - волшебно!/Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад - совершенно!».

Речь здесь предельно яростная, ошеломляющая и взрывная, пронзающая и проникающая, потрясающая и пробивная. Ибо homo говорит языком своего горячего и любящего, бунтующего сердца большого ребёнка. «Пламенного мотора», распаляемого бродяжим огнём. Кому ещё нести крамольные речи? Вторя за Гоголем «чёрт побери всё!». «Только сердце делает человеком, всё остальное вздор» (Петроний). - У него «есть доводы, которые не знает разум». И «сердцу не прикажешь». Оно делает нас бесшабашными. И превращает в сорвиголов, что видят голыми даже коронованных. На собственную голову. «Слава безумцам, которые живут себе так, как будто бы они бессмертны!». - Для всех отчаянных: «В флибустьерском дальнем синем море/ Бригантина поднимает паруса». Чтобы взять их на борт. – Или на абордаж.

Целеполагание одухотворяет духовно-запальную сферу.

понедельник, 3 августа 2020 г.

HOMO GUADRATUS. УДАРНАЯ ЗАПЕВКА

                        H O M O   Q U A D R A T U S  

           ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ ОБРАЗОВАНИЯ

                     И ЕГО, ВСЕГО СУЩЕГО МЕРА

(Основы Анатомии и Физиологии)

Пускин Л.Ф.

Пускин Леонид Фёдорович, основное место работы в 1985 – 2005г.г. – методист Академии последипломного образования. «Отличник образования». Сейчас пенсионер. Республика Беларусь, г. Минск.

Аннотация: в статье рассматриваются авторские педагогические воззрения. Они основаны на тезисе:  человек – произведение бывалых землян и определённых ключевых начал, данностей: целеполагания и содержания, организации и методики. И множества, производных от них, превосходных качеств. Что подтверждает разработанная автором модель, - «Человек образованный: строение и принцип действия». Наши исследования могут использоваться философской антропологией, мировой педагогикой, общей медициной, всеми сферами человеческой жизни и деятельности.

Ключевые слова: становление всестороннего человека; его духовный стержень; верная любовь к детям; критерии качественного образования; людское здоровье, ЗОЖ, спорт; человечьи болезни и заблуждения; суицид; исправление (исцеление) человека; ноосфера – ретранслятор опыта людей; естественный отбор; несусветная политкорректность; целостная теория познания; резервы мозга; искусственный интеллект; полная технология; алгоритм творчества; разгадка «Чёрного квадрата»; высокое комическое; следуя Гегелю; катаклизмы; образование как религия.

 

H O M O   Q U A D R A T U S         

MAN AS A PRODUCT OF EDUCATION

AND ITS ENTIRE EXISTENCE

(Basic Anatomy and Physiology)

Puskin L. F.

Leonid Puskin, main place of work in 1985-2005 Methodist of the Academy of postgraduate education, "Excellent student of education". Now retired. Republic of Belarus, Minsk.

Abstract: the article deals with the author's pedagogical views. They are based on the thesis: a person is a product of experienced Earthmen and certain key principles, Givens: goal setting and content, organization and methodology. And many excellent qualities derived from them. This is confirmed by the model developed by the author - "an educated Person: structure and principle of action". Our research can be used by philosophical anthropology, world pedagogy, General medicine, and all spheres of human life and activity.

Keywords: becoming a comprehensive person; his spiritual core; true love for children; criteria for quality education; human health, healthy lifestyle, sports; human diseases and delusions; suicide; correction (healing) of a person; noosphere a relay of people's experience; natural selection; incongruous political correctness; integral theory of knowledge; brain reserves; artificial intelligence; full technology; algorithm of creativity; solving the "Black square"; high comic; following Hegel; cataclysms; education as a religion.

         УДК 37.01

 

              Посвящаю герою-отцу,                                  Давайте учиться жить

              лётчику-истребителю,                                 полнокровной жизнью,-

              который не вернулся                                      у тех, кто ею жил, живёт

              из боевого вылета.                                          и других провоцирует.

 

                                 ДВЕ ПОЛОВИНЫ ЕДИНОГО ЦЕЛОГО

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д.Ушинский). - Составить о нём адекватное и всеохватное, целостное мнение. Что позволит специалистам уточнить представления об этом субъекте. А родителям и учителям пригодные сведения помогут более обстоятельно выращивать всесторонне образованных людей. - И допускать меньше промахов, в своих действиях, рождающих множество проблем. Это когда ребёнку обещают: «Я сделаю из тебя человека!». А как, каким его делать, не знают.

Считаем своим долгом, продолжая искания в теории образования человека (ТОЧ) [5,6,7,8,9], взяться за теорию распознавания человека (ТРЧ). Заняться второй частью запроектированной автором педагогической гуманистической системы, педгумсистемы (ПГС). - Она и призвана ответить.

То есть вслед за рассмотрением порядка возделывания человека, мы хотим представить его сделанным. Показать в живом взаимодействии с людьми и средой. Чтобы доказать: указанный, созданный в ходе полноценного учебно-воспитательного процесса, кадр может выступать закономерным изделием образования и непременной мерой его качества. И в целом, быть пробным камнем этим завзятым метрологом измеряемого мироздания.

Вы хотите жить интересной и насыщенной, полезной и деятельной жизнью? Быть прозорливыми, пытливыми, отзывчивыми, деловыми? Пробуем отличиться своим напором и умом, добром и трудом.

Наши провидцы: «Гуманистически ориентированные системы образования рассматривают человека как абсолютную ценность… как «меру всех вещей». «Поэтому выявление и развитие всех сущностных сил учащихся… задача педагогов всех уровней образования» [3]. В довесок: «Знание закона жизни гораздо важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности» (Спенсер).

Разрабатываемая автором, в лице выше названных теорий (ТОЧ + ТРЧ), педгумсистема (ПГС), в эпицентре которой бесценная ценность, Человек, концентрирует в себе самые важные сведения о законах его образования и существования. Какие позволяют, ориентируясь на них, - выявлять свои «сущностные силы». А конкретно, ключевые людские активы: дерзания и познания, старания и деяния. И те в себе и других развивать. И применяя в связке указанные качества, добиваться желаемых результатов.

Доклад ЮНЕСКО «Образование: сокрытое(?) сокровище» называет четыре главных его столпа [1]. В ПГС их столько же, но они являют собой полный набор самых необходимых землянам, - жизненных свойств.

Заявляемые нами цели: осмысление образовательного процесса, как человека собирающей технологии; уяснение особенностей его, собранного; уточнение high параметров качественного образования и существования.

В контексте переориентации просвещения на человека, мы покажем здесь в системе и в динамике: обрабатывающие стороны образовательного процесса; полный состав, предназначенный процесс осуществляющей, педагогической деятельности; сообразные всем сторонам и составу, грани обтёсанного ими «изделия»; соответственные правила его взрослого поведения.

Мир людей давно нуждается в надёжной международной системе контроля качества образования. Всеобщими особенностями превосходного образования могут быть замечательные, обретаемые учениками у своих наставников, и свободно ими применяемые, - духовные и ментальные, психосоциальные и функциональные способности. А какие, производные от данных свойств, признаки можно считать определяющими?

Самыми завидными следует признать такие незаменимые качества, как решительность, сообразительность, общительность, деловитость. И другие подобные средства, что выращиваются в ходе коммуникативного и эффективного образовательного процесса. Педагоги предлагают все эти, значимые и непреходящие данности, всем учащимся. Первыми овладевают ими те, кто самостоятельно, с увлечением и старательно, принимаются за решение и усвоение их прививающих и развивающих заданий.

Комплекс акций по формированию опорных качеств учащихся и эти свойства содержит созданная нами, в лоне ТОЧ, - Универсальная образовательная технология (УОТ), система критериев эталонного занятия, отражающая перманентный процесс сотворения sapiens/а [10]. А отборные УОТ/качества спелись в главной схеме ТРЧ, в знаковой системе «Человек образованный: строение и принцип действия». Она же модель человека (МЧ).

Этот тандем: УОТ + МЧ может служить прочной основой всевозможных мониторингов в роли работающей системы мер и весов. Для всемерного повышения качества образования, и мерного существования людей. Здесь УОТ рассказывает, по линии ТОЧ, что надо делать, чтобы любой ребёнок вырастал человеком. А МЧ показывает, по линии ТРЧ, что из него «во всех отношениях» образованное и на всё способное, должно получаться. Тем более, УОТ и МЧ имеют общие и переплетённые корни, ибо -

Теория распознавания человека вытекает из теории его образования: делаем homo, с помощью УОТ, - исследуем его в МЧ. Они есть две половинки педгумсистемы (ПГС), цельного кольца, у какого «начала нет и нет конца». Просто педагогу было удобно начинать с воссоздания sapiens/a, а завершать его описанием. ТОЧ и ТРЧ это единокровные сёстры. Потому что у обеих теорий одни истоки: ключевые, человека составляющие начала. Всевластные и всеохватные, их презентация вскоре последует.

В 90-е годы, - при разработке основ ТОЧ, - нам пришлось ссылаться на тогда ещё едва проступавшие контуры ТРЧ. Поскольку только опорные качества образованного homo позволяли списать правила его "сборки и наладки". И сегодня, при закладке ТРЧ, автору тоже придётся обращаться к ТОЧ. Ведь только каноны образования землянина пособят организовать его, готового, опознание. Он же у обеих этих теорий один на двоих, общий. И, по своей людской сущности, един, что образуемый, что образованный.

Вот почему ТОЧ и ТРЧ, наперебой, одна другую: проверяют и уточняют, поправляют и дополняют, подкрепляют. Повторяем: у названных сестёр и у педгумсистемы, одинаковые, самой природой назначенные основы, - в лице человека олицетворяющих начал. Родственные теории о подрастающем и взрослом homo просто нуждались в сочленённой платформе. Мы и заложили их совместный «нулевой цикл» непревзойдёнными, начальными блоками. Приняв указанные устои за всё предопределяющую данность.

Как выражения деятельности, и её последствий, ТОЧ + ТРЧ = едины и неразделимы. Поэтому нам значим процесс сотворения человека. Ведь без проведения с ним цельной системы нацеленных учебно-воспитательных со/действий, он нигде и никогда не возникал. И, конечно, бесценен и сам землянин, как естественный результат означенного процесса.

Нас не особенно занимает вопрос происхождения sapiens/a. То есть откуда тот взялся: произошёл ли от обезьяны, в ходе плодотворных трудов, создали его боги, или он был заброшен на Землю из космоса. Бросаем и размножение. «Человечество изобрело сотни восхитительных способов, как сделать ребёнка. И ни одного сколько-нибудь приятного, как сделать из него человека» («КП», 15.12.2004). Даже Дарвином, а также товарищем Энгельсом?..

Приёмы проведения очеловечивающей деятельности, для получения homo совершенного, - вот что автора поглощает. И наущает его улучшать Универсальную образовательную технологию (УОТ), содержащую весьма занимательные и привлекательные способы сотворения людей. Её рефрен: «Роль учебного труда в процессе превращения обучаемого в человека». Здесь одинаково опасно и пороть горячку, и пускать всё на самотёк.

Частые шлифовки УОТ, зеркала качественного образовательного процесса, и подвели нас к реальной разработке, на её основе, модели человека (МЧ), - отображающей всесторонне образованного землянина. Она предъявляет его, воссозданного, во всей природной красе. Модель показывает: строение и принцип действия индивида, подсказывает пути его саморазвития. Что вынуждает автора возвращаться к УОТ, и вновь её усиливать.

Итак, чтобы человека правильно формировать, должно его «узнать». Но познавать homo приходится в динамике, - в процессе его воссоздания и существования. И здесь весьма непросто избежать субъективизма: как при сотворении новых людей, - так и при составлении исчерпывающего досье на опытных деятелей. Осуществляют эти две значимые миссии разные, но слабо связанные между собой исполнители. Первую - родители, как любители, и учителя-воспитатели, вторую - научные и творческие работники.

Педагогам, выполняющим программные требования, сложно сводить в одно очень многие свои разрозненные, не всегда эффективные и результативные, производственные действия, видеть их отдалённые последствия. А учёным, далёким от процесса подготовки homo, нелегко со всех сторон охватить его, собранного. Их доводы отличает отвлечённая теоретизация. Или толчёная, умерщвляющая в человеке всё живое, специализация. А деятели культуры воспевают выпирающие стороны характеров собственных героев.

- Похоже, без основательного осознания законов образования homo, не обойтись его истолкователям. Равно как и без обстоятельного опознания готового sapiens/a, не обойтись и его созидателям. Общие цели подвигают исследователей и «делателей» человека к кооперации. Вместе легче, делясь сомнениями, их достигать. И мамам-папам и ему, всем помогать.

Всё-таки сущность homo ярче просматривается, в ходе формирования его учебных качеств, проявляемых в неуклонно нарастающих результатах. Многолетнее участие в таком процессе и позволило автору познать законы создания и существования людей. И увязать теорию образования человека с теорией его распознавания. Для чего раскопать их общую корневую основу в лице ключевых, sapiens/a образующих начал, состыковать два ствола этих теорий и обрисовать их сплетённую педгумсистемную крону.

И хотя создание ПГС заняло более двадцати лет, мы всегда работали на два фронта. То есть, углубляя одну из теорий, обращались к другой. А от той возвращались к первой, ибо они – сообщающиеся сосуды. И, прибавляя в каждую теорию что-то из её, более продвинутой соседки, крепили их и всю систему. Что и позволило нам решить задачу, заявленную в «АiВ», №11, 1996. - Описать процесс выращивания всесторонне образованного землянина и обозначить «особые приметы» его, уже состоявшегося. Зачем?

Раз: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор), а человечий фактор всегда является определяющим, не пора ли перемерить саму эту меру? Чтобы уточнить, из каких жизненно важных органов sapiens состоит, как они работают вместе и влияют на его поведение. А то кричим про всё новые достижения homo, а о нём, всего творце и образце, громко молчим. Но без постижения его мерных сторон нам не понять, как его создавать, чего от него ещё можно ожидать, как с ним всё сличать. Да и осуществлять.

Давайте рассмотрим Анатомию и Физиологию- строение и свершения человека. Качества, что делают его примерным творением. И заставляют всех соизмерять с ним, высоко/мерным, любые явления. Чтоб ссылаться на того не голословно, а обоснованно, как на необходимый и незаменимый, - первый источник. Нильс Бор: «Ничто не существует, пока оно не измерено». И мерить homo надо истой рулеткой. А мы, ещё не изучив все свои резервы, уже готовы служить нами же созданным, - мёртвым железкам.

Автору было проще калибровать человека, как высокопробное существо. Поскольку до того он отбирал (для УОТ) коронные приёмы формирования образцовых свойств учеников. Но даже его забирали сомнения. Можно ли разработать компактную модель эталонного homo, этого, очень скрытного и противоречивого, ослепляющего своими гранями и меняющего показания, изворачивающегося создания? Чтобы она отражала «наше всё».

Надо было, чтобы модельный человек, как изделие образования, мог также служить и критерием его же качества. И бесспорным средством, - для измерения всего в мире людей, позволяющим им оценивать неведомое по своим параметрам. Мы перебрали десятки вариантов модели, иные из них печатались, располагая в особом порядке важнейшие свойства.

Объяснение homo: «живое существо, обладающее даром(?) мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» (Ожегов), ущербно. У него есть голова, связи, дела, - нет потреб. Нет тех у этого, - получающего всё задаром, творения.

Поэтому одни из нас, не опираясь на бес/примерного человека, собирают бесцельных людей. Другие, не вникая в этот процесс, разбирают инертных взрослых. Сбивает с толку преподов принцип множественности подходов к формированию личности, а учёных вольница в описании её признаков. И хотя homo, он и в Африке sapiens, - но всяких «технологий» его образования и «логик» истолкования скоро станет больше, чем особей. Пора приводить всего на планете создателя к общему, начальному знаменателю.

И если за дело изготовления человека болеет педагогика, то в сфере его определения такой головной науки вовсе нет? Поэтому отдельные учёные, вместо системного изучения людей и шедевров их деятельности, обследуют их отдельные фрагменты. А исследовать цельного и ничейного, и никому не потребного чела, некому. Он даже самому себе неинтересен...

Итак, способы создания и опознания homo сходны, ибо един он сам. Значит, и педагогика с антропологией, тоже станут всеобщими. С поправками на местные и временные, половые, возрастные и личностные особенности народов и единиц. И опираться они будут на отборные свойства sapiens/a, которые земляне смогут, очень им пригодные, приобретать и применять, развивать и совершенствовать; и с ними всё сверять. Что и хотим доказать.

 

                         БАЗОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДГУМСИСТЕМЫ

Человеческая деятельность состоит из таких генеральных компонентов, как цели, содержание, формы и методы, затрагивающих все подструктуры участвующих в ней людей [3, c. 143, 255]. Выходит, не зря мы положили, ещё в 80-ые годы, в основу своих разработок родственные указанным частям ключевые начала, - целеполагание и содержание, организацию и методику (ЦСОМ). Допустив, что эта связка определяет, через систему адекватных действий землян, их образование и жизнь. [7, 9].

Многое менялось в наших изысканиях. Однако ЦСОМ/начала остались их узловыми составляющими. Не только потому, что названная композиция отображает алгоритм образовательного процесса. Главное, - начальное взаимодействие обращает ребёнка во взрослого. Оно прививает ему такие мега/качества, как способность: (само)определяться и осведомляться, сопротивляться, приспособляться и всё осуществлять.

ЦСОМ обуславливают бытие землян, они отвечают за их воссоздание и все деяния. Поэтому, только людям свойственные начала выступают в теории образования человека, в роли его образующих конструкций, а в теории распознавания человека, в роли того преобразующих функций. Указанный заразительный носитель и распространитель людской жизни, зародился у древних племён, в ходе их непрерывной борьбы за выживание.

ЦСОМ/четвёрка - основа цивилизации, её зарядное устройство. Начала властвуют. Из-за них мы: замышляем и осмысляем, впечатляем и промышляем. Эти настырные живчики внедряются в нас в младенчестве. Они влияют на всю нашу жизнь и провожают из неё, в никуда и навсегда. Переселяясь в тех, кто нас уважал, обожал и нам подражал.  

Начала - духовно-запальная, интеллектуальная, психосоциальная и функциональная, объективная реальность. Материя, данная человеку в его: намерениях, озарениях и заверениях, - и проявляемая им через конкретные претворения. Такая, одухотворяющая субстанция: люди, орудия труда и воссоздаваемая ими поликультурная среда, обтёсывает homo sapiens/а, наделяя его обозначенными свойствами, как средствами сосуществования. - Она превращает в соответствующее началам и их полпредам, землянам, всё, на что они вместе воздействуют.

Только ЦСОМ/начала, из которых состоит homo, его деятельность, все её результаты, могут обоснованно отображать: а) ход образования людей через наделение их целым набором мощных качеств; б) процесс выражения ими, с помощью приобретённых свойств, своей исконной сущности. Поэтому мы осторожно отделили названные комплектующие друг от друга, уточнили их функции и расставили по положенным местам. Углубили представления об этих бездонных колодцах. И дали каждому началу, а также его модельным сподвижникам, отвечающую их назначению характеристику.

Особенно непросто было автору интерпретировать мотивационный и организационный моменты чела, разграничивать мобилизационный и реализационный эпизоды в его деятельности. И консолидировать их с информационным силовым полем. Что позволило нам квалифицировать, установить реальное влияние каждого начала, на формирование главных качеств землян. И на этой основе классифицировать, то есть распределить вокруг начал размножаемые ими общечеловеческие свойства.

Всё это помогло автору выявить колоссальный потенциал ЦСОМ, в роли ключевых проявлений образовательного процесса, как человека образующей технологии, и в роли узловых скоплений созидательного процесса, как его преобразующей. И выйти на законы существования sapiens/а. Способного довольно неплохо предсказывать и намечать, доказывать и освещать, приказывать и отвечать, показывать и пере/воплощать.

И поскольку основополагающие начала головой отвечают за интересное обоснование и полновесное истолкование, совместное согласование и действенное преобразование процесса создания и существования людей, то есть, за всё, они позволили нам в итоге расставить все четыре точки над "I". И высветить основные признаки всесторонней личности, - как увлечённой и просвещённой, утончённой и оснащённой.

Мы не только отдали предпочтение ЦСОМ/началам (а каждое из них есть «слово, величием равное богу»), но и возвели эту основу жизни людей в абсолют. + Доверяя древним: «Не следует без нужды множить сущности» (Оккам), мы не раздробляли названные слитные космические данности. И ничем не подменяли, не прибавляли к ним никаких пятых элементов или тележных колёс. Ведь любые термины, характеризующие человека, как существо, есть производные от этой великолепной четвёрки.

Занятно, что ключевые начала - отвлечённо-абстрактные, нарицательные и неодушевлённые существительные. Целеполагание и методика ещё пахнут человечиной, а всё объемлющие содержание и организация (форма) - беспредельные, отрешённые. Но в тёплом квадрате они вдыхают жизнь в людей, сообщая ей настоятельный, познавательный, назидательный и созидательный характер. С помощью данных, объективно необходимых, системных начал земляне очеловечивают всех своих потомков.

В каждого из нас закладывается образованием четыре связных блока. Ведь образованного человека в равной степени отличают: устремлённость и осведомлённость, закалённость и вдохновлённость. Эти энергоблоки всем заправляют. - А их разборки выражают профиль отдельных людей: храбрецов и мудрецов, молодцов и творцов. Действуют названые блоки на конкурентной основе, что позволяет нам самое ценное: выделять и переосмыслять, оформлять и в верных делах употреблять.

Узловые начала выполняют в педгумсистеме функцию опорных, несущих и связующих компонентов, которые придают прочность и упругость всей конструкции. В этом - наше отличие от иных ценителей этих данностей, походя о них поминающих. Начала есть основы основ. С их подачи в homo внедряются связки таких качеств, как способность восставать, познавать, воздавать и создавать, без которых продвижение невозможно.

И коль словесные определения помогают живым постигать смыслы вещей, давайте жить по понятиям. И называть человека его именами, - раз он и мир людей держится не на трёх, а на четырёх китах, Воображающем и Соображающем, Отображающем и всё Преображающем.

ЦСОМ/акции: главные источники и составные части homo. А конфликты между ними, являются первой причиной и важной движущей силой его существования. Начала - истые антагонисты. Но они никогда не бывают равнодействующими. То есть одинаковыми силами, способными оказывать паралитическое буриданово влияние на индивида. Подавлять его волю и ослаблять мозг, умерщвлять совесть и удалять способности. Потому что лебедь и щука, рак и авто/воз поочерёдно в особи верховодят. В той каждый гомонит, о своём, её: Сердце и Разум, Душа и Тело.

- Так первородные начала, - как наиболее мощные субкомпоненты homo, подвижные и гибкие устои его жизненной платформы, легли краеугольными плитами, в сейсмостойкий фундамент педгумсистемы. И стали единой основой для двух её частей: теории образования человека (ТОЧ), выводящей закономерности его «воспроизводства», - и теории распознавания человека (ТРЧ), предъявляющей его, уже полностью воспроизведённого.

Именно на основании отправных первоначал нами были разработаны две знаковые системы: «Периодическая система педагогических элементов» (ЗС-1), сводная таблица человека образующих модулей, и «Образовательный процесс: участники, этапы, звенья» (ЗС-2), его образный, аллегорический набросок. И Универсальная образовательная технология (УОТ). Все они в графической или тезисной форме отражают правила сборки и наладки homo, порядок наделения его полным набором людских качеств [10].

Именно на основе коренных начал автором была создана третья знаковая система: «Человек образованный: строение и принцип действия» (ЗС-3), собранная из отборных УОТ/свойств рабочая модель человека, МЧ. Рисует в схематично-понятийной форме его четырежды противоречивую суть. В ней sapiens, этот естественный продукт образования, выступает как совокупность спорных сфер-органов, определяющих его бытие.

Эти сферы детерминируют начала всего человеческого в индивиде и концы. Они порождают sapiens/а и сопровождают его по жизни, обуславливая все её результаты. Они его, жизненные силы: дерзание и сознание, терзание и старание, и покидают, со смертью. "У каждого новый/ Дом./ В лёжку живут лишь/ В нём,/ Очей загасив/ Огни". Крестово-сводчатый подход позволяет систематизировать сведения о человеке. Обо всех его буйных залётах и умных осмыслениях, нудных заботах и чудных одолениях.

Начала царствуют везде. Акунин, рассуждая о потрясшем людей мира цунами в Японии, о зыбкости этой жизни, о тамошней стойкости и её проявлениях, констатирует: «Но я думаю, что нет ничего прочнее системы, учитывающей шаткость как основной закон бытия» (КП, №49, 2011). Тогда земляне, вечно мотающиеся между: необходимым и неотвратимым, недопустимым и непреодолимым,  - самые устойчивые неваляшки  на свете.

... Когда-то ЦСОМ/начала расценивались нами только как атомы учебных занятий. Но, по мере их осмысления, мы придавали тем всё более высокое значение. Ведь уроки - молекулы образовательного процесса, а он влияет на развитие образовательных систем. А это значит, что урочные начала содействуют усилению всех процессов и систем. Главное, они определяют полный состав педагогической деятельности, и подкрепляют основные составляющие профессионализма преподов [6;7;9], поскольку -

- Именно ключевые компоненты мастерства педагога: уверенность и компетентность, умеренность и действенность, позволяют ему ваять такие же свойства учеников. Суть обучения, - в заполучении младшими человеческих качеств старших. Узловые начала, какие делают детей людьми, являются их образующими и характеризующими. = Разгадка кода урока помогла автору выйти на главное сочинение родителей и учителей - человека. Что подтверждают все его квартетные достижения.

Первыми произведениями начал считаются земляне. - Поэтому система УОТ/действий спрессовалась в модель homo, годного на звёздные грёзы и острые вопросы, на грозные спросы и росные прокосы.

 

                                СТРОЕНИЕ (АНАТОМИЯ) ЧЕЛОВЕКА

Модель человека (МЧ) гласит: этот, собранный старшими, - с помощью целеполагания и содержания, организации и методики, тип состоит из следующих органов, сфер: духовно-запальной и интеллектуальной, психосоциальной и функциональной. Планетянин есть полносборный объект, созданный из типичных конструктивных элементов.

Модель - кругом симметричная матрица homo: она позволяет вникать в его суть, и выдавать ему объективные характеристики. МЧ включает около пятидесяти стержневых свойств и качеств. Таких, что за каждым из них стоят многие тысячи им родственных, - производных от них определений. И конкретных действий, операций. А сколько в ней, из названных слов и дел, складывается комбинаций, сколько они вызывают ассоциаций

ЦСОМ/портрет sapiens/a несколько схематичен. На деле, модельный man, как четырёхмерное творение образования и его мера, и всех вещей, - «живее всех живых». А, возможно, «самый человечный человек». - Вдохновлённый и смышлёный, закалённый и приземлённый. Оснащённый циклонными средствами индивид: импульсивный и когнитивный, интенсивный и ре/продуктивный, способный жить полнокровной жизнью.

Прививаемые образованием и развиваемые сосуществованием, - человека образующие и его характеризующие качества, отобраны и сгруппированы в МЧ таким образом, что сдаётся…. Затронь одно из этих, взаимозависимых свойств, оживут и заработают все остальные особенности. Наберёт ход и начнёт действовать, по полной схеме, вся знаковая система.

Не такое ли явление зовётся динамический стереотип? Когда мёртвая схема неровно дышит и пульсирует. Всем ищущим, наша модель наглядное пособие для осмысления своих действий и снарядное, - для их усиления. Многие качества в МЧ побывали. Но остались только те, что делают людей способными, что Вода, - быть горячими до пара и холодными до льда, заботливо тёплыми и от сноровистой работы потными.

Сферы в модели размещены так, как тем наказали ЦСОМ/начала. «Дух неизбежно стремится ввысь (к идеалам)» (Цицерон), и духовно-запальная сфера взмыла вверх. «Истина - в глубине» (Демокрит), интеллектуальная сфера погрузилась в мысли. + «Линии, идущие налево, означают движение назад» (Гоген), и психосоциальная сфера неспешно ретировалась. Он же: «Линии, идущие направо, означают движение вперёд», и функциональная сфера выдвинулась на передовые, явно прогрессивные позиции.

Впрочем, данный порядок расположения сфер довольно условен, - ведь МЧ одинаково хорошо читается и запускается со всякого своего качества. И сам человек способен, не/обыкновенно, - оперативно и постепенно, загораться и немедленно остывать с любого начала, конца. И разворачивать сумбурную и безуспешную деятельность. Как в той песне о малыше (какой станет потом пилотом):  «Взбудоражит целый дом, /Всё поставит кверху дном».

Тем не менее, каждая сфера имеет своё назначение. И, как «полпред» вполне определённого начала, складывается в модели из десятка, одного с ним ряда и порядка, отличительных признаков. Такие вот, - особенные людские свойства, homo составляют и особыми делами его прославляют, с помощью множества производных от них способностей. Очень многие затем мы назовём, а пока что даём предельно краткое, «модельное» устройство его организма.


Духовно-запальная сфера склоняет чела к целеполаганию, - умению ставить цели, отвечающие его интересам. Делает того сориентированным, тяготеющим к яркому (само)определению и вычленению предпочтений. Побуждает выражать своё «Я», заявлять о потребностях и намерениях и принимать волевые решения. Их усиливает вера homo в себя, принципы и убеждения. Речь здесь подкрепляет его идейные устремления.

Интеллектуальная сфера позволяет человеку "присваивать" необходимое содержание. Повышать информированность, - через (само)обучение и осмысление явлений. Помогает познавать Мир, самого себя и применять добываемые знания, веды. Выяснять закономерности света, и составлять достоверные заключения. Ведает постижением объективной истины разум, мышление. Речь даёт его выводам рациональное объяснение.

Психосоциальная сфера усиливает способность чела к организации и коммуникации. Делает его отрегулированным через (само)управление и упорядочение отношений. «Мы» - символ тяготения людей к единению, укрепляющего их возможности. Они помогают проводить наблюдение и приводить себя и других в позитивное напряжение. Отвечают за достойное поведение устойчивые чувства. Речь тут средство наставления.

Функциональная сфера позволяет индивиду овладевать продуктивной методикой и техникой претворения. Повышать свою производительность, стремиться к (само)выражению и обеспечению изменений, посредством результативного Труда. Побуждает его развивать творческие способности. Применять приёмы и выполнять неподъёмные дела. Речь отражает ход и последствия деятельности, работу по совершенствованию умений.

Таково строение человека. Составляющие его модель сферы, превращают её в спиралевидную галактику, складываемую из двух пар звёздных скоплений. В месте сцепления сфер находится Центр управления поведением (ЦУП) землянина, - в который поступает: гипотетическая и теоретическая, эмпирическая и техническая информация. На этом спорном перекрёстке она обрабатывается и превращается в сборные рекомендации.

Вот homo, как заинтересованное, подготовленное, организованное и моторизованное, радиально-кольцевое, лепестковое, сводное образование. Полный комплект заданных свойств делает индивида на всё способным. Однако степень развития отдельных сфер у некоторых, их совместимость, а значит, эффективность их общих усилий, остаётся невысокой.

Поэтому рассмотрим более обстоятельно Анатомию человека, и дадим развёрнутое определение каждой его сфере, всякому его органу. А потом заведём неугомонную модель и с помощью Физиологии разберёмся, как те работают и взаимодействуют меж собой и со средой. И усечём, как нам укреплять и употреблять свои четырёхсложные способности.

Комплексный подход позволит постигнуть анатомические и физиологические особенности homo. Так как структурирование его организма спровоцирует его функционирование, и наоборот. Всё расскажет и покажет МЧ, при её разборке, сборке и обкатке. И её универсальные кручёные качества.